Рауза Исланова: Марат «въехал» на корт в коляске
Марат Сафин принес российской сборной первое очко в четвертьфинальном матче Кубка Дэвиса. Четыре часа он держал в напряжении трибуны «Лужников».
Все это время, как на электрическом стуле, в зале сидела и переживала за сына мама и первый тренер Марата Рауза Исланова. А после долгожданной победы (Сафин не выигрывал уже больше двух месяцев) Рауза Мухамеджановна в компании корреспондента «Собеседника» вспоминала, как маленький Марат оказался на теннисном корте.
Погремушка с ракеткой
– Когда родился Марат, я работала тренером в теннисной школе «Спартак» на Ширяевом поле. В моей группе занимались очень способные дети, поэтому я после родов вышла на работу. С мужем договорились так: три раза в неделю с сыном нянчится он, три раза – я. Но уже через несколько месяцев пришлось брать сына с собой на тренировки прямо в коляске. Благо корты находились в лесной зоне, поэтому Марат спал у меня на свежем воздухе. Пока я занималась с ребятками, их мамы и папы катали коляску с моим сыном.
– И где же Марат сделал первые шаги?
– Там же. Кстати, помню, как привезла ему из Днепропетровска погремушку с ракеткой, а из Финляндии поролоновые мячи.
– Когда у вас родилась Динара, Марату было уже шесть лет. Как он отнесся к появлению сестрички?
– Он ее обожал. Когда ехали из роддома, Марат всю дорогу в машине держал малышку на руках. А еще помню, как однажды отправила сына за молоком для Динары, а Марат вернулся с целой сумкой детских каш. Спрашиваю его: «Зачем ты принес эту кашу?» А он так серьезно отвечает: «А вдруг у тебя кончится молоко, чем будем ее кормить?» Я обалдела. Отправилась в магазин, где продавалось это детское питание, и допытываюсь у продавца (а она знала нас): «Зачем вы ему продали эту кашу?» А женщина за прилавком только плечами пожала: «А у меня и мысли не было, что Марат что-то не то покупает». Кашу эту мы вернули, но случай запомнился. А еще вспоминаю, как Динаре было месяцев 7. Она простудилась, и мы с ней попали в больницу. Бабушка приготовила нам еды, и Марат принес ее, грея прямо в ладошках, чтобы не остыла. Очень тогда просил, чтобы я через стекло показала сестренку.
– А в садике Марату нравилось?
– Он совсем недолго туда ходил, а Динара совсем не ходила.
– А чем школа запомнилась, первый класс?
– Помню, сказала ему: «Сын, нужно, чтобы я за тебя в школе не краснела. А то представь, мама такая большая встанет перед учительницей, а ее будут за тебя отчитывать…» В общем, в школу меня никогда не вызывали.
Мог стать футболистом
– Когда вы тренировали сына, он кидал ракетки, как делает это сейчас?
– Когда Марату было лет 12, он играл на чемпионате Европы. И в порыве злости ударил хорошую ракетку о корт. Она треснула. У меня прямо хлынули слезы! В то время достать хорошую ракетку было почти нереально. После этого Марат мучился, что у него не было двух одинаковых ракеток. Кстати, эти мои слезы Марат помнит до сих пор…
– А о чем он мечтал в детстве?
– Он хотел играть в футбол. Но в футбольную секцию его надо было бы специально водить, а водить было некому. Хотя, когда я была беременна Динарой, я немножко водила его на футбол. Но как только дочка родилась, завязали. Марат до сих пор любит футбол.
– Какой период в жизни для вас оказался самым тяжелым?
– До того как Марат уехал в Испанию. Материально было тяжело да и физически. Я работала в «Спартаке», тренировала группы. В то время от нас постоянно требовали набирать новых детей, добиваться повышения разрядов. На своих детей уже просто не хватало ни времени, ни сил. С Маратом требовалось больше заниматься индивидуально, а я не могла обделить вниманием остальных. Разрывалась между тренировками, домом, школой и остро ощущала, что не успеваю дать сыну всего, что должна ему дать. Было очень обидно отправлять Марата в Испанию, но на тот момент это была необходимость.
– Сейчас спортсмены пишут книги о своей жизни и карьере. Как бы вы отнеслись, если и Марат написал бы подобную «исповедь»?
– Для книги человек должен созреть. Вот наступит момент, может, и напишет. Ведь жизнь у Марата очень насыщенная: вовсе не гладкая и не легкая. Книга сына и для меня была бы интересна.
– Вы когда-нибудь думали, что ваши дети добьются таких успехов?
– Даже не мечтала. Когда давала им в руки ракетку, думала о том, что теннис сделает их целеустремленными, прибавит здоровья, а Марату поможет отслужить в армии, которой я так боялась. До сих пор не верится, что вся эта теннисная сказка приключилась именно со мной и моими детьми!