13.11.2007

Маньяка сделали героем

Не особенно меня потрясают предвыборные теледебаты. После их просмотра не хочется голосовать ни за кого из кандидатов.

Не особенно меня потрясают предвыборные теледебаты. После их просмотра не хочется голосовать ни за кого из кандидатов. Это классическая манера токования: каждый говорит, не слыша партнера. Дискуссии нет, как нет и разных точек зрения. Задача Эрнеста Мацкявичюса, ведущего дебатов на «России», – быть безликим секундантом. Он даже не рефери, а просто ведущий тараканьих бегов, даже не имеющий права крикнуть любимому таракану: «Давай быстрее, друг!» Конечно, Мацкявичюс умнее. Но в этой роли он хорош тем, что, во-первых, за долгие годы своей работы хорошо всех политиков знает, а во-вторых, ничего, по-моему, от них не ждет.
Леонида Млечина много ругают за подобострастие, которое он якобы показал в своем последнем фильме про Путина. Я не подобострастие увидел, а уважение. У нас не принято уважительно говорить о людях, включая государственных деятелей. Есть две манеры повествования – облизывание и оплевывание. Поэтому если нет оплевывания, все считают, что это облизывание. А если это просто рассказ?
Меня другое смущает. В жизни столько хороших ярких вещей, которые так и не находят себе места на экране. Зато битцевский маньяк сегодня превратился чуть ли не в национального героя. Все с такой страстью бросились о нем рассказывать, с таким интересом стали слушать, как он, пожирая пиццу, говорит об убийствах… Все-таки мразь – она и есть мразь. И не надо искать в маньяке человеческие нюансы. Это изверг, место которому или на том свете, или в таких условиях заключения, чтобы ему тот свет показался избавлением. Но зачем делать из него героя?
Сериал «Война и мир» я видел кусками, не смог смотреть. Конечно, хорошо, что в эпоху, когда люди уходят от чтения, Толстого пытаются привить хоть таким образом. Снято с уважением, но видно, что исполнено не нами.
«Дом на набережной» – добротная работа по книге, которая сегодня, к сожалению, практически не востребована. Хорошая, тревожная, нужная книга. А то у нас такой трогательный Сталин стал во всех новых фильмах… Сериал, мне кажется, чуть тяжеловат для телевидения, которое предполагает фрагментарный просмотр, но это – тема для спора. Зато вне сомнения: для нынешнего НТВ, пусть на меня никто не обижается, показ «Дома на набережной» – подтверждение, что «ще не вмерло» НТВ, которое мы знали и любили.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика