ФАС и цена на бензин

В последнее время цена на бензин растет как на дрожжах. Она уже перешагнула докризисную отметку, хотя мировая цена на нефть выросла не так сильно. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала новый раунд борьбы с монополистами. Сейчас ведомство пытается оштрафовать «ТНК-BP Холдинг» и «Газпром нефть» в общей сложности на 9 млрд рублей. В прошлом году эти же фирмы (плюс Лукойл и «Роснефть») были оштрафованы на суммы от 1,1 до 1,5 млрд рублей. И за то же самое.

Выходит, крупным компаниям выгоднее платить бешеные штрафы, чем снижать цену на бензин?
Это так и не так. В целом картина мне видится следующим образом. Вообще-то во время кризиса цены должны падать. Цены на нефть в мире стали расти (с кризисных 49$ за баррель они поднялись до 72$), естественно, стали расти и внутренние цены. Для компаний ведь очевидно: внутренние и внешние цены должны быть одинаковыми, иначе невыгодно. Это первое.
Второй и главный момент. В России существуют региональные монополии на нефтепродукты. Они появились в самом начале приватизации, когда в состав компании включались и нефтеперерабатывающие заводы. А регионы, где эти заводы находились, по советскому обычаю прикреплялись к ним как к поставщикам.
Конечно, любая другая компания теоретически могла зайти в регион. Но на практике, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, реальной конкуренции на этом рынке в регионах нет. Даже если появляется независимая фирма-владелец сети АЗС, она попадает в зависимость от локальных монополистов. А уровень цен в регионах влияет и на крупные агломерации, где цены тоже начинают расти.
Противовеса этой практике нет – потребители разобщены, а надеяться, что власти озаботятся проблемой роста цен на бензин, нельзя. Исключением становится пока только сельское хозяйство. Аграрники выступают против повышения цен, с ними ведутся переговоры, им даются скидки. Не исключено, что за счет массового автолюбителя.
Теперь что касается ФАС. Штрафы – мера вполне резонная, и они очень болезненны для компаний. Если ФАСу дадут эти штрафы получать (у нефтяников очень сильное лобби в правительстве), монополисты сдадутся. Беда в том, что условия для конкуренции штрафами не создаются. Конкуренция и антимонопольная политика – вещи разные. Хотя последняя принесет эффект, если окажется жесткой и будет все время усиливаться.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика