Ответ Родины афганцу
В афганскую Василий Боровик был снайпером. Его часть покидала Афганистан последней, и ему, тогда 21-летнему, только что оклемавшемуся после контузии, казалось: главное – выжил, а уж дома, в поселке Навля Брянской области, все будет хорошо.
В общем, поначалу так и было – нашел работу в АО «Брянск-газэнергосервис», женился, родился сын, тоже Василий, потом дочка Настя… Только вот с жильем не задалось. Боровики ютились в доме Васиной тещи. На 10 квадратах без удобств много лет умудрялись жить 6 человек. На кровати не только спали, но и купали детей, ели… На полу между шкафом и кроватью спал брат жены Боровика. А теща, пока не пристроили к хибаре чулан, ночевала у подруг.
Боровики с 1993 года стояли в очереди на жилье. В 1997 году ждать надоело, и Василий попросил ссуду – 30 млн неденоминированных рублей на покупку дома. Вопрос решался аж в области. Ссуду ему не дали. Работа «радовала» невыплатами зарплаты, а потом его и вовсе сократили.
За годы ожидания Василия не раз без объяснений выкидывали из очереди на жилье. Тогда он надевал парадный пиджак с медалями и восстанавливался в никуда не двигавшейся очереди... А потом ветеранов включили в одну очередь с инвалидами, и их «порядковые» номера сразу ушли за сотню.
Районные власти предлагали только комнату в заброшенном общежитии без отопления и удобств, где пол прогрызли мыши.
Он стал ездить в Москву на заработки… Потом удалось получить кредит в банке (аж 24.000 рублей) и в 2000 году купить домик. По сравнению с 10 квадратами тещи это был «рай» – прихожая (7,4 кв. м) и две комнаты (по 2,5(!) кв. м). Домик дышит на ладан и не соответствует никаким нормам – об этом есть акт, так как из-за этой развалюхи Василия снова выкинули из очереди…
В 2004 году Боровику наконец твердо пообещали выделить квартиру в доме «военных». Когда его достроят. Дом этот был заложен в начале 90-х. 79 квартир для уволившихся из армии и для афганцев (их в Навле всего четверо). Потом финансирование заморозили. В 2002 году нашлись инвесторы, достроили полдома, квартиры продали. А на социальную часть денег нет.
Боровика начали уговаривать взять субсидию, хотя всем, кто стоял в очереди до 1 января 2005 года, положены квартиры. Ну да ладно, тоже вариант. Но в Брянской области субсидии дают почему-то только из расчета нормы жилья (18 кв. м) на одного льготника, а члены его семьи не учитываются. Василий мог рассчитывать лишь на 339 тысяч, а на такие деньги в Навле можно было купить только половину однокомнатной квартиры.
…В сентябре 2007 года Василий погиб – заснул за рулем КАМАЗа, когда работал в ночную смену. После его смерти семью опять выкинули из очереди. Потом восстановили. Вдову Боровика Оксану чуть не силой заставляют взять ссуду, грозя выкинуть из очереди. За год размер ссуды «подрос» до 500 тыс. рублей, но и цены на квартиры взлетели – теперь «однушка» в Навле стоит уже от 1,5 млн рублей. С зарплатой в 4500 «деревянных» и на 3000 рублей пенсии за мужа жилье не купишь.
Надеяться вдове афганца, судя по всему, не на что. Зам. главы навлинской администрации Александр Банный в местной газете прямо заявил: достраивать «военный» дом смысла нет – придется федеральную долю отдавать квадратными метрами. Инвесторы на это не пойдут – оставшиеся им квартиры выйдут золотыми, никто их не купит. Вот и ломают голову власти района, как бы списать эту федеральную долю. А ветеранов-очередников они, видно, давно уже списали…