"Игра мускулами": 5 вопросов об инциденте в Азовском море

Эксперты рассказали Sobesednik.ru о причинах и последствиях керченского инцидента

Фото: Стычка в Керченском проливе // фото с места происшествия

Эксперты рассказали Sobesednik.ru о причинах и последствиях керченского инцидента. 

Весь мир обсуждает недавний инцидент в Азовском море. Российские пограничники арестовали три украинских судна и всех находившихся там моряков, трое из которых были ранены в ходе операции. Sobesednik.ru опросил экспертов, что на самом деле стало причиной разыгравшейся в Керченском проливе драмы и к каким последствиям она теперь приведет.

Кто виноват в «Керченском кризисе»?

Мир разделился в оценках на две диаметральные половины: одни называют произошедшее в Азовском море провокацией со стороны украинцев, другие – актом российской агрессии. 

– Это с какой стороны посмотреть. Если с позиции, что Крым – наш, тогда да, было нарушение российских границ. Если считать по-другому, то получается, ничего украинцы не нарушили. То есть это вариант давнего спора, который тянется с 2014 года, – разъясняет доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. 

– Я заметил, что все время, пока развивался конфликт в море, кто-то словно «накрыл» специальный ресурс, по которому можно отслеживать передвижение судов, и информация перестала поступать – такого я никогда раньше не наблюдал, – отмечает морской эксперт Михаил Войтенко. – А сами эти воды по договору между Украиной и Россией от 2003 года фактически находятся в совместном ведении двух стран. От Украины требуется только уведомлять российскую сторону о своих проходах по проливу. Делается это исключительно в целях безопасности движения – Керченский пролив очень узкий, и проход должен быть организован заранее, чтобы избежать столкновений. Самое интересное, что уведомление подается в Службу контроля судов, которая находится в ведении Минтранса. Откуда там пограничники нарисовались? Даже если говорить о нарушении порядка прохода судов, то это административка, а не уголовщина. Думаю, во всей ситуации больше всего виноват обычный бардак. Ну может, кто-то еще погеройствовать решил. 

Политолог Алексей Малашенко не исключил и версию, которая раньше не звучала: самодеятельность украинских командиров. Один из них – Богдан Небылица из «выпуска верных» военно-морского училища в Севастополе, которые отказались в 2014 году перейти на сторону России и покинули полуостров. Роман Мокряк также из офицеров, которые уехали на территорию Украины после смены власти, причем первое время он даже ютился в 15-метровом кубрике на корабле, так как на суше у него не было жилья. Молодые, амбициозные, многое потерявшие, они могли решиться на демарш. А политики уже включились в ситуацию по факту. 

– Личный фактор часто недооценивают, – считает Алексей Малашенко. – А я уверен, что если когда-нибудь начнется ядерная война, то виной тому может стать пьяный прапорщик, которому нечем закусить и с досады он нажимает красную кнопку.

Можно ли было избежать конфликта?

– Украинцы с самого утра кружили в районе морской границы в Керченском проливе. Думаю, рассматривались три варианта развития событий, – говорит Геворг Мирзаян. – Победный – катера все-таки пройдут в Азовское море, развернут украинские флаги, будет такая победоносная акция. Трагический – если бы Россия действовала жестко и были бы жертвы, тогда под риторику российской угрозы можно было бы провести предвыборную кампанию на Украине. А третий вариант – то, что и произошло. И надо сказать, этот план наименее выигрышный из всех трех для украинской власти, но и из него пытаются выжать по максимуму.

– Украинцы, когда поняли, что им не прорваться, развернулись и стали уходить. Настигли их уже в международных водах. Если бы они ушли, наши МИДы просто обменялись бы нотами протеста и все скоро забыли бы. Но было принципиальное решение задержать украинских моряков, невзирая на последствия, – уточняет Михаил Войтенко.

Что теперь будет с отношениями между Россией и Украиной?

Украинские власти уже заявили о запрете на въезд в страну россиянам мужского пола от 16 до 60 лет, а также о планах разорвать 40 договоров с Россией. Но, по информации главы МИД Украины Павла Климкина, 45 договоров были расторгнуты еще раньше. Никаких критических последствий для России это не имело.

– Наши страны уже давно развиваются, как две параллельные прямые, и лишний повод, думаю, ничего не добавит и не убавит. Шума много, будет еще больше, и каждая сторона будет пытаться использовать ситуацию в своих пропагандистских целях, – считает Алексей Малашенко.

– Отношения не ухудшатся, потому что дальше им уже ухудшаться некуда. До разрыва дипломатических отношений вряд ли все-таки дойдет, а в остальном все и так уже плохо. На юго-востоке Украины кардинальных перемен не должно произойти – там все развивается по своему сценарию. А в целом Россия просто спокойно ожидает украинских выборов, чтобы попытаться строить диалог с новым лидером Украины, если он появится, – полагает Геворг Мирзаян.

Последуют ли международные санкции?

Сенат США единогласно обвинил Россию в агрессии в Керченском проливе, а Дональд Трамп уже отказался от запланированной встречи с Владимиром Путиным. Европа реагировала сдержаннее, но угрозы санкциями звучали. 

– Трамп – человек эмоций. Плюс на него давят внутри страны. А для Путина игнор от Трампа весьма обиден. Что же касается Европы, то им, похоже, все это уже поднадоело, у них своих проблем сейчас выше крыши. И потом, Европа очень разная – Италии вообще плевать, а Польша, например, остро реагирует. Но если говорить в общем, то в ЕС уже преобладает прагматическое настроение, Европе хочется видеть Россию потенциальным партнером, и такие происшествия, как в Керченском проливе, у них вызывают досаду, – разложил проблему Алексей Малашенко.

– Я могу судить только с точки зрения бизнеса – у меня информация от компаний, которые я консультирую. Скажу: Турция и Греция «на ушах». Они не привыкли простаивать в очереди, которая образовалась из-за кризиса, и нести потери, пока в море идет игра мускулами – тоже, – уверен Михаил Войтенко.

Чем закончится эта история?

– Думаю, закрутилась долгоиграющая пластинка с бесконечными обвинениями друг друга. Будут долго выяснять, уведомляла ли Украина о своем проходе по проливу. Россия все отрицает. Даже если одна из сторон представит доказательства, вторая обязательно будет их дезавуировать. А правду будут искать долго, и не факт, что найдут, – считает Михаил Войтенко.

– Никого эта история не удивила, и абсолютно все повели себя ожидаемо. Поэтому потрясений не жду, – признался Алексей Малашенко.

– Думаю, что все завершится обменом. Наши запросят арестованные Украиной российские суда «Норд» и «Механик Погодин». Украине тоже этот вариант подходит, но человеческий обмен также должен обсуждаться. Думаю, в скором времени дискуссия свернет в эту сторону, – резюмирует Геворг Мирзаян. – И это было бы не самым плохим завершением всей этой истории.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2018 под заголовком «Пираты Азовского моря».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика