Кузен друга принцессы Дианы, знакомый бен Ладена: кто такой Джамаль Хашогги
Джамаль Хашогги, убитый в консульстве в Турции, в 2017 году участвовал в работе клуба «Валдай». Что он был за человек?
2 октября колумнист Washington Post Джамаль Хашогги вошел в консульство своей страны (Саудовской Аравии) в Турции. И пропал. Сейчас уже точно известно: он был там убит.
В прошлом году Джамаль участвовал в Международном дискуссионном клубе «Валдай», высказывался по политике Дональда Трампа на Ближнем Востоке. Что он был за человек, спрашиваю Андрея Быстрицкого, председателя совета Фонда развития и поддержки клуба «Валдай». Действительно ли он был столь острым критиком политики своей страны (Хашогги было запрещено заниматься журналистикой в Саудовской Аравии, и в 2017-м он покинул страну)?
– Я мало с ним общался. – Быстрицкий немногословен. – Особого эмоционального впечатления он у меня не оставил. Хотя человек интеллигентный, умный, компетентный. Из очень хорошей семьи.
Семья Хашогги действительно очень влиятельна в Саудовской Аравии. Пикантная подробность: в 1997-м в автокатастрофе, унесшей жизнь принцессы Дианы, с ней в авто ехал, как мы знаем, Доди-аль-Файед. Это кузен Хашогги. А его дядя Аднан Хашогги в 80-е был одним из самых богатых людей мира (состояние – примерно 4 млрд $) и одним из крупнейших мировых торговцев оружием. Члены семьи Хашогги представляли строительный бизнес семьи бен Ладена, а сам журналист был даже лично знаком с террористом №1. К слову, Хашогги был еще и советником начальника разведки королевства. В последнее время у него развивался конфликт с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом.
– Сам он не такой богатый, как дядя, но тоже крайне состоятельный человек, который был частью саудовской элиты, потом с ней разошелся, – рассказывает политолог Федор Лукьянов, который был модератором прошлогодней дискуссии Валдайского клуба с Хашогги. – Джамаль выступал достаточно критически по поводу вообще всей политики крупных стран на Ближнем Востоке. Но умеренно, без экзальтации.
Эксперт скептически отнесся к возможности введения санкций по отношению к Саудовской Аравии, несмотря на дикость произошедшей трагедии. И судя по всему, оказался прав – уже сегодня доносящиеся из Эр-Рияда новости в точности повторяют высказанную на днях президентом Трампом формулировку: это убийство не официальными лицами, а результат разборок.
– Трампа нельзя упрекнуть в лицемерии, – говорит Лукьянов. – Но он никогда и не прикидывался. Трамп говорит: ну, накажем мы саудитов, а они свои деньги отдадут русским или китайцам, нам это не надо. Понятно, что Саудовская Аравия очень мощный и влиятельный мировой игрок. Страна обладает гигантскими ресурсами для подкупа западных элит. Посмотрите: на 110 млрд $ военных контрактов с США. Разве саудитам нужно столько оружия? Думаю, во многом это была просто взятка – ради завуалированной лояльности. А тут вдруг представился случай проверить, как это работает.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2018 под заголовком «Убили "по ошибке"».