Кислота, свиная голова, суд. Как расправляются с независимыми депутатами
В Москве местные депутаты, независимые от власти и отстаивающие интересы жителей, один за другим сталкиваются с угрозами
В Москве местные депутаты, независимые от власти и отстаивающие интересы жителей, один за другим сталкиваются с угрозами.
только цифры
В Москве 1502 муниципальных депутата. По данным Центризбиркома:
1153 мандата у партии «Единая Россия»
241 – у представителей оппозиционных партий
108 – самовыдвиженцы
Настоящее свинство
34-летний инженер-конструктор Виталий Третьюхин, можно сказать, опытный депутат. От родных Печатников он избрался уже на второй срок подряд в муниципальный Совет депутатов. За это время и баталии в кабинетах были, и перебранки в коридорах тоже. Но 11 сентября политическая борьба тихого московского района вышла на новый уровень.
– Часа в 2 ночи я услышал, что сработала сигнализация моей машины Kia Rio, вышел на улицу, посмотрел через забор – всё на месте, никого рядом нет, пошел досыпать. В 3 часа ночи сигналка опять заорала, но я уже не среагировал, подумал, что система глючит или кошка по кузову пробежала. А утром обнаружил, что у машины порезаны два колеса, куском бордюра разбито заднее стекло, а в салон подкинута свиная голова, – рассказал «Собеседнику» сам Виталий Третьюхин.
На народного избранника немало кто точил зубы. Но вот прямых угроз или даже намеков Третьюхин не припомнит.
– Я, конечно, вызвал полицию. Приехали быстро, заполнили протокол, но фотографировать почему-то не стали. Свиная голова тоже, сказали, им не нужна: «Делайте с ней, что хотите». Ну я и выкинул. На этом все. Полицейский только сказал: «Видно, вы кому-то серьезно дорогу перешли». Оживление в деле пошло только после того, как начался шум в соцсетях. Меня вызвал зам. начальника УВД, спросил о моих версиях и подозрениях. Час с ним проговорили и пришли к выводу, что скорее всего замешана профессиональная деятельность, – считает Третьюхин.
Главный бич Печатников – промзона, которая занимает две трети района и служит полигоном для всякой дряни. На нелегальные мусорные свалки свозят отходы чуть ли не со всей Москвы. Все лето жители микрорайона отмечали превышение концентрации сероводорода в воздухе. По ночам всю эту гадость сжигали, чем добавляли «ароматов» в атмосферу.
Третьюхин много месяцев писал жалобы на местных мусорных баронов и даже взялся вывести на чистую воду государственный проект по строительству парка технических видов спорта.
– В нарушение экологических норм парк построили прямо на мусорке, предварительно закопав в землю более миллиона кубометров отходов. Жители мне жаловались на это, а я обращался выше по депутатской линии. Сейчас с этим разбирается прокуратура, – объясняет муниципал.
Кто именно из мусорных баронов подложил депутату свинью, точно неизвестно. Дело ведется, но надежды на его раскрытие немного – преступление не попало в зону видимости камер, свидетелей тоже нет.
Зато свой «вердикт» вынесли избиратели Третьюхина, которые уверены, что нардеп пострадал за свою работу, и объявили сбор средств на восстановление автомобиля. Рублем за депутата проголосовал не один десяток человек – всего насобирали 20 тысяч рублей, самый крупный взнос был 1,5 тысячи.
– Мне до сих пор звонят, я отвечаю, что уже собрал нужную сумму, – говорит депутат. – Говорю: приберегите пока, может, скоро опять понадобится....
Разъедающая правда
Машине депутата из Измайлово Надежды Загордан повезло меньше. После порчи ее пришлось продать на запчасти.
– 22 июня мне позвонила соседка с вопросом, все ли у меня в порядке, – излагает Надежда. – Оказывается, она увидела мою раскуроченную машину. В ней выбили стекло, а в салоне расплескали какую-то едкую жидкость. Экспертизу до сих пор не провели, но по признакам это явно кислота. Я только села в салон – у меня сразу прожгло одежду и обожгло кожу. Надышалась парами так, что было плохо. Ущерб оценили в 240 тысяч рублей, но избавиться от последствий «кислотной атаки» так и не удалось – химия продолжала разъедать все детали, на которые попала. Ездить было невозможно.
Немногим ранее авто другого независимого муниципала в этом же округе – Анастасии Мураловой – облили мазутом.
Беспартийные избранники в районе развили бурную деятельность. Надежда Загордан с февраля отслеживает крупный проект по благоустройству района на сумму в 250 млн рублей.
– Проекта еще нет, а смету уже подсчитали и выставили на закупки, – удивляется Надежда. – Причем, по нашей оценке, объем работ явно завышен. Я предполагаю, что машиной я как раз расплатилась за свой интерес к теме бюджетных трат.
Кроме того, нардепы-новички скооперировались, чтобы сместить с должности главу района.
– Прошло уже три месяца после происшествия с моим автомобилем, но ни дело не возбудили, ни отказ не выдали, – сетует Загордан. – А моей коллеге Анастасии Мураловой, чью машину облили мазутом, вообще сказали, что она сама все подстроила, и даже пригрозили ответственностью...
Муниципальному депутату Максиму Мотину, который для районных властей как кость в горле, порезали колеса. В разгар митингов против реновации весной 2017 года такая же участь постигла и автомобиль его коллеги Юлии Галяминой.
Депутат муниципального округа Куркино Илья Светиков был избит на парковке тремя неизвестными в феврале этого года.
– Не суйся в дела управляющей компании, – заявил поваленному на землю народному избраннику один из троих нападавших в черных масках.
Накануне депутат как раз инициировал проверку в одной из управляющих компаний и обвинял ее в завышении начислений в платежках, чем грозил обрушить налаженный бизнес коммунальщиков.
За «уголовника» ответишь
В Москве впервые за долгое время была нарушена монополия власти в муниципалитетах. В разных округах народ избрал беспартийных независимых представителей, которые не захотели играть по заведенным правилам. Сработаться с коллегами от власти было тоже непросто. Самовыдвиженцам, у которых за спиной нет админресурса, было нелегко на выборах, непросто им и сейчас. Независимый муниципальный депутат от Преображенского округа Юрий Волнов после конфликта с депутатом-единороссом попал прямиком из депутатского зала заседаний на скамью подсудимых.
– В нашем районе из 10 депутатов 4 – независимые. Партии власти это очень не нравится, так как для прохождения многих решений им нужно две трети голосов, а мы же по разнарядке не голосуем и создаем им помехи. Возникает напряжение. На одном из заседаний у меня произошла перепалка с депутатом от «Единой России», в которой я назвал его «уголовником и фальсификатором», так как речь шла как раз о фальсификациях во время избирательной кампании. Через несколько дней на меня завели уголовное дело по статье «Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения» (ч. 3 ст. 128.1 УК), – пересказал свою историю «Собеседнику» сам Юрий Волнов. – Я уже принес извинения за свою несдержанность, но депутат заявление все равно не забрал. Им важно лишить меня депутатского статуса. Используют повод, чтобы избавиться от неудобного муниципала. И мстят любыми доступными способами.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №37-2018 под заголовком «Кислота, свиная голова, иск в суд».