Выгодно ли России срывать перемирие в Сирии: за и против

Перспективы прекращения огня в Сирии и миротворческие позывы Путина Sobesednik.ru обсудил с известными политологами

Фото: Сирия в ожидании перемирия // Global Look Press

Перспективы прекращения огня в Сирии и миротворческие позывы Путина Sobesednik.ru обсудил с известными политологами.

Как писал Sobesednik.ru, 22 февраля президент России Владимир Путин и лидер США Барак Обама одобрили план по прекращению огня в Сирии, оставив за собой право воевать против запрещённых в РФ группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». «Оппозиционеры, в свою очередь, остановят боевые действия против Вооружённых сил Сирийской Арабской Республики и группировок, оказывающих им поддержку», — заявил Путин, назвав договор с американцами «реальным шагом для прекращения кровопролития». Перемирие в Сирии вступит в силу 26 февраля в 23:00 по московскому времени.

Интересно, что сразу после заключения американо-российского договора Пентагон и ЦРУ призвали Барака Обаму подготовить «план Б» на тот случай, если Москва сорвёт перемирие в Сирии. Высказывалось мнение, что российские ВКС продолжат наносить авиаудары по так называемой умеренной оппозиции.

Перемирие всерьёз?

Большинство политологов, опрошенных Sobesednik.ru, сошлись на том, что Россия заинтересована в соблюдении сирийского перемирия, которое, судя по всему, будет весьма и весьма шатким, учитывая большое количество участников и их пересекающие интересы.

Примечательно, что возможность прекращения огня допускают даже некоторые, казалось бы, непримиримые критики российской власти. Так, например, оппозиционно настроенный журналист Андрей Мальгин признался нам, что впервые поверил словам Владимира Путина о его желании остановить войну на Ближнем Востоке.

— Владимир Владимирович Путин, судя по его активности и его звонкам королям, президентам и премьер-министрам, намерен за это перемирие в Сирии получить не меньше, чем Нобелевскую премию мира. Он сделает реальные подвижки, чтобы этот мир наступил — конечно, в сугубо эгоистических интересах, чтобы от него отвязались с Крымом и Украиной и чтобы улучшить свой имидж в глазах международного сообщества. Однако условия перемирия несколько расплывчаты. Там есть оговорка «и других террористических организаций», и эта оговорка позволяет ему бомбить кого угодно и когда угодно. Но он хочет прослыть миротворцем, который прекратил конфликт и приток беженцев в Европу. Другое дело — получится ли, — заявил Мальгин в разговоре с Sobesednik.ru.

Впрочем, Путину поверили не все. Члены оппозиционного движения «Солидарность», которые в 2015 году организовывали митинг против российской операции на Ближнем Востоке, опасаются, что перемирие в Сирии будет развиваться по Донбасскому сценарию, то есть оно лишь временно заморозит конфликт, но не решит его. Рассматриваются также более мрачные сценарии:

— Я уже привык, что наши теперешние руководители не придерживаются договорённостей, — поделился с нами активист Михаил Кригер. — Это уже неоднократно было на Украине. К этому надо привыкнуть. То, что мы там меньше всего боремся с терроризмом, я об этом догадываюсь. Задача удержать Асада на данном этапе почти что уже решена. В длинной перспективе я чувствую, что это будет такой же кошмар, как и Афганистан. И это может послужить такой же причиной распада нашей страны, какой послужил в советское время Афганистан.

Соратник Кригера — Сергей Давидис — выразил мнение, что перемирие, на которое Россия была вынуждена пойти с целью избежать разгрома сирийских войск и сыграть роль миротворца наподобие США, продержится не больше нескольких недель. Москва может нарушить договорённости, если это будет на руку режиму Башара Асада, предположил наш собеседник.

Аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев сомневается, что кто-то из участников сирийского конфликта намерен сорвать перемирие. При этом востоковед предположил, что договор РФ и США не выльется в полноценный мир, а станет всего-навсего короткой передышкой:

— Это выигрыш во времени. Мы не узнаем, кто это перемирие нарушит. Все стороны будут обвинять друг друга. Сейчас всё решается на полях сражений: кто займёт больше территорий, тот и будет иметь больше козырей во время переговоров. Сейчас Асаду было выгодно после наступления остановить своё наступление, которое, как я понимаю, не было успешным. Ситуация сейчас патовая. Задача состояла в том, чтобы занять ключевые позиции, перерезать турецкие коммуникация, разблокировать важные стратегические пункты. Эти задачи сирийской армией были решены, — сказал Исаев, добавив, что Россия и США, вероятно, заключили между собой тайное соглашение о разделе Сирии.

Шанс избежать глобальной войны

По-видимому, перемирие на данный момент представляется наиболее простым и эффективным способом сбить накал страстей вокруг Сирии. Прекращение огня, уверены политологи, снизит риск втягивания в сирийских конфликт Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов, а главное Турции. Разрастание конфликта в конечном счёте могло бы привести к резкой конфронтации между НАТО и Россией.

— Дипломаты, договорившиеся о прекращении огня понимают, что таким образом они срывают агрессивные планы Турции, которая оказалась в идиотском положении, — рассказал Sobesednik.ru президент научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский. — С каким теперь лицом Эрдоган будет начинать сухопутную операцию в Сирии без согласия Обамы, причём ровно после того, как Керри с Лавровым согласовали соответствующий документ? В каком виде оказывается его штаб, который и без того говорит, что он без согласия Совбеза ООН воевать не готов? Как выглядят саудовцы и Эмираты, которые, в общем-то, готовы поддержать Турцию в задних рядах, но только если пусть и не Совбез, то хотя бы американцы будут «за». А как они могут быть «за», если они с нами все согласовали?

[:image:]

Президент фонда «Центр политических техонологий» Игорь Бунин уверен, что Россия не намерена срывать перемирие в Сирии, поскольку она согласилась на него как раз для того, чтобы снизить риск столкновения с турецкими войсками и помешать Саудовской Аравии вооружить противников Башара Асада переносными зенитно-ракетными комплексами. Напомним, что недавно глава МИД Саудовской Аравии сообщил о планах королевства по поставке «умеренным повстанцам» ПЗРК, которые, по его мнению, могли бы изменить расклад сил в Сирии.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов считает, если кто-то — вольно или невольно — попытается сорвать перемирие в Сирии, то едва ли это будет Москва:

— Случатся всякого рода провокации, потому что война в Сирии не дала того результата, на который каждый из участников рассчитывал. Это касается всех, начиная от правительства Сирии, у которого была надежда пойти дальше, и заканчивая оппозицией, которая сейчас вообще в ситуации очень печальной для неё. Полгода назад они рассчитывали чуть ли не на полную победу, а сейчас борются за выживание в каком-то политическом качестве. Желающих подлить масла будет всегда достаточно: есть фактор турецкий, есть фактор Саудовской Аравии. Столкнуть в какой-то новый конфликт всегда можно. Опыт показывает, что перемирие с первого раза не действует никогда, со второго — редко, дальше уже больше шансов.

В неизбежности провокаций со стороны Турции и её союзников убеждён Евгений Сатановский:

— Эрдоган двинут на всю голову, он будет продолжать артиллерийский обстрел курдов, он будет бросать на поддержку террористических группировок всех тех боевиков, которые у него есть на территории Турции, а у него их много. Саудовцы [будут действовать] исподтишка. Они «гениальное» предложение сделали — раздать ПЗРК, чтобы, как в Афганистане, сбивать наши самолеты и вертолёты.

Перемирие для Асада — конец или начало?

В совместном заявлении Москвы и Вашингтона говорится, что перемирие направлено на урегулирование сирийского кризиса и создание условий для процесса перехода власти в Сирийской Арабской Республике. Власти Сирии согласились на условия России и Америки, однако пообещали «дать адекватный ответ» на любое нарушение договорённостей со стороны сил, противостоящих режиму Башара Асада.

Фёдор Лукьянов напомнил, что первоочерёдной задачей российского руководства при начале военной операции в Сирии было удержание режима Башара Асада. По словам политолога, Москве таки удалось — насколько это возможно — укрепить позиции сирийского президента, а грядущее перемирие позволит Асаду ещё какое-то время продержаться у власти:

— Он остался, он сохранит контроль над определённой частью страны, над значительной частью населения. Перемирие не гарантирует, что далее Асад может расслабиться и спокойно почивать на лавров. Ведь если перемирие будет работать, то ставится вопрос о политическом устройстве. Но пока о разделе власти не время говорить. Режим Асада, вообще, себя исчерпал. Поэтому ожидать, что при любой поддержке со стороны России он сможет восстановить свои позиции до уровня шестилетней давности, невозможно, это даже не стоит принимать как какую-то гипотезу. Ну а что получится из новой ситуации... Сколь возможно, его укрепили. Я не думаю, что есть какой-то потенциал, чтобы укрепить его ещё больше.

[:image:]

Между тем Игорь Бунин считает, что перемирие означает для Башара Асада политическую смерть. На словах он будет поддерживать режим прекращения огня, но на деле — всячески этому препятствовать.

— Почему политическая смерть? Потому что если наступает перемирие, то начинается переговорный процесс, а в нём Асаду места нет. Россия должна выбрать одну из альтернатив: сохранить Асада и настроить против себя коалицию почти всех стран мира или оказать давление на Асада, дать ему возможность уйти, сохранив хотя бы жизнь, а в будущем, возможно, потерять своё влияние на Ближнем Востоке, но зато удержаться в ранге мировых стран — не в силовом, а именно в общеполитическом плане. Первая альтернатива приведёт к изоляции России и в конечном счёте к экономическому краху, — сказал Бунин в интервью Sobesednik.ru, выразив надежду на то, что Москва найдёт в себе силы и здравый смысл порвать пуповину, связующую её с Асадом.

Политологи отмечают, что Россия не заинтересована в срыве перемирия ещё и потому, что передышка даёт сирийской армии возможность прийти в себя после череды военных неудач.

— Хотя наступление на Алеппо шло быстрее, чем раньше, никакого блицкрига не получилось, а после удара войск ИГИЛ сирийские войска оказались в окружении, — сообщил Игорь Бунин. — В результате ситуация оказалась не столь выигрышной, сколь мы хотели. Это всё тактические моменты. А стратегически понятно, что из ситуации в Сирии надо выходить. Как бы ни было горько российскому руководству, оно будет вынуждено сохранять перемирие.

По мнению Фёдора Лукьянова, состояние сирийской армии оставляет желать лучшего, что стало понятно сразу после начала активных боевых действий РФ в Сирии.

— Как режим во многом работает на грани своих возможностей, так и вооруженные силы. Перемирие даст возможность окрепнуть всем — и армии, и оппозиции. Но это часть игры: всегда перемирие используется для консолидации своих позиции.

Всё внимание на ИГИЛ

Как ни прискорбно, но за всеми этими военно-политических играми на Ближнем Востоке эксперты и журналисты порой забывают о главной задаче мирового сообщества — уничтожении «Исламского государства». По мнению наших собеседников, перемирием в Сирии позволит всем сторонам сконцентрировать своё внимание именно на борьбе с террористами.

— Раньше мы наносили удары по так называемой умеренной оппозиции, но сейчас это будет в десятки раз сложнее делать, так что интенсивность ударов [по ИГИЛ ] будет увеличена, — считает Игорь Бунин. — Тем более что там стоит вопрос о том, что идет наступление на Ракку. Вопрос заключается в том, кто первым возьмёт Ракку: или американцы с помощью курдов, или Асад с помощью России. Эта некая конкуренция — примерно такая же, как за Берлин в 1945 году.

Примерно того же мнения придерживается и Евгений Сатановский:

— Военная операция против «Джебхат ан-Нусры», против «Исламского государства» продолжается. Там перемирия никакого не будет. Есть жёсткие сроки, в рамках которых те, кто хочет выйти из войны, должен об этом заявить. Непонятно, чем перемирие нам мешает. Оно мешает террористам. Армия Асада с союзниками при поддержке ВКС России наступает на Алеппо, так она и будет наступать, потому что Алеппо занят радикальными исламистами из группировки «Джебхат ан-Нусры», то есть «Аль-Каиды» [запрещённая в РФ террористическая организация]. Именно поэтому американцы так долго выкручивали нам руки, просили, настаивали, шантажировали по поводу того, чтобы «Джебхат ан-Нусру» исключили из списка террористических организаций. Мы на это им сказали, что мы на этой пойти никак не можем, потому что она 11 сентября вот такой мегатеракт сделала...

Политолог отметил, что он, несмотря на заключённые РФ и США договорённости, не питает надежд на нормализацию отношений между странами. Сегодня мы заключаем договор, а завтра можем столкнуться на поле боя, сказал Сатановский:

— Договоры ведут, в частности, для того, чтобы ослабить противника [политолог имеет в виду США], опередить его на несколько шагов. Дипломатия. Когда дипломатии не будет, начнём воевать, после чего всё скоро кончится. Вы или разговариваете, или воюете. Других отношений не бывает между государствами.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика