Политтехнолог: зачем Дерипаска вошел в "Правое дело"

Политтехнолог объяснил Sobesednik.ru, зачем Олегу Дерипаске понадобилось вступать в генсовет партии «Правое дело»

Фото: Олег Дерипаска // Viktor Chernov / Global Look Press

Политтехнолог объяснил Sobesednik.ru, зачем Олегу Дерипаске понадобилось вступать в генсовет партии «Правое дело».

В газете «Ведомости» появилась информация о том, что в генеральный совет партии «Правое дело» войдет миллиардер Олег Дерипаска. Кроме него, в генсовет партии также могут войти, по данным издания, бизнесмены Давид Якобашвили, Максим Ноготков, Николай Левицкий, Александр Мечетин, Алексей Голубович, Ростислав Ордоевский-Танаевский-Бланко и Павел Титов. Всего в генеральном совете «Правого дела» будут состоять 74 человека.

23 марта состоится первое заседание генсовета партии.

Sobesednik.ru обсудил с политтехнологом, руководителем Bakster Group Дмитрием Гусевым возможности и риски партии «Правое дело» на предстоящих выборах в Госдуму.

— Опыт участия миллиардеров в политике в России уже был. Михаил Прохоров пытался создать свою партию и пойти на выборы в Госдуму в 2011 году, потом избирался в президенты. Снова повторяется такая же история. С одной стороны, она выглядит странно: зачем миллиардеры пошли в политику?

С другой стороны, есть бизнес. Средний, крупный бизнес. Он требует своего представительства в Госдуме и законодательной власти. Да, они хотят влиять на принятие законов, хотят, чтобы их голос был услышан. Вот и такая крупная фигура для российского бизнеса — Олег Дерипаска — присоединилась к партии бизнеса.

Партию «Правое дело» Борис Титов представляет как партию бизнесменов. Туда входят люди и из «Деловой России», то есть люди, которые занимаются бизнесом и ведут какую-то общественную деятельность.

— Дерипаска в составе «Правого дела» — это хорошая идея?

— В той ситуации, в которой мы находимся, это может и не иметь успеха. Я имею в виду кризис. В условиях кризиса левые идеи набирают популярность. У людей нет денег, сжимается бюджет. Естественно, возникает идея: раз денег мало, давайте их распределять.

[:image:]

А что делать партии, которая говорит «денег нет, так что давайте займемся зарабатыванием денег»? А народ говорит: кризис. И в этой невыгодной ситуации бизнесмены пытаются войти в законодательную воду и проплыть против течения.

— Может получиться так, что Дерипаска повторит партийно-политическую судьбу Михаила Прохорова?

— Ситуация в стране неблагоприятная для избрания олигархов в органы власти. Сейчас время популистов, время политиков с левыми идеями. А те, кто каким-то образом сопряжен с бизнесом, не могут предлагать каких-то ярких идей, принимать резкие решения. За ними бизнес, у них там люди работают. Поэтому риски у Дерипаски повторить судьбу Прохорова очень большие.

— Как вы думаете, зачем Дерипаске понадобилось входить в партийно-политическую систему России?

— В стране накопился целый кластер бизнесменов, который требует, чтобы его интересы были представлены в законодательном органе власти. Им нужна трибуна. Так что это логичный ход Дерипаски.

— Дерипаска мог советоваться с Владимиром Путиным по поводу вступления в генсовет партии «Правое дело»?

— Я думаю, что Дерипаска, принимая такие важные решения, консультировался с Администрацией президента, с бизнесменами. Он не мог принимать решение, сидя на лавочке. А договаривался ли он с Путиным — это надо у него спросить. Но не советоваться он не мог.

Олег Дерипаска — миллиардер. Он не пешка, которую можно переставлять за голову на другую клетку. Он человек, с которым нужно договариваться. Другой вопрос в том, чья это инициатива. В любом случае был процесс предварительных обсуждений и консультаций.

— Можно ли говорить о том, что «Правое дело» будет ручной партией Кремля? Или вы видите в партии оппозиционный потенциал?

— Как бизнесмены могут быть оппозиционными власти? У каждого есть какой-то «грешок» в виде неуплаченных налогов, обналички или незаконной приватизации. Они вынуждены принимать взвешенные решения, согласованные. Бизнес не настроен на то, чтобы пойти и начать махать на кого-то шашкой.

— Вы видите в «Правом деле» потенциал?

— Посмотрим, как они будут себя вести. Пока рано говорить — никакой партии нет. Идет процесс собирательства, выработки стратегии. «Правое дело» пока ничего нам не предъявило.

— По крайней мере, на первом съезде Борис Титов говорил о поддержке малого бизнеса, региональных фермеров...

— А закончилось тем, что возглавляет партию Дерипаска. И Титов тоже никакой не мелкий бизнесмен, а очень крупный. Зачем себя обманывать? Они могут думать одно, но их действия говорят о том, что «Правое дело» будет партией крупного бизнеса.

— Каким вы видите ядерный электорат партии?

— Это все, кто занимается предпринимательством. Любой человек, занимающийся бизнесом. По крайней мере, на этом построена вся деятельность «Правого дела», несмотря на то, что в руководящие органы партии вошли излишне богатые люди.

У партии есть и потенциал, и угрозы. С одной стороны, есть сформировавшийся кластер бизнесменов, а с другой — сейчас не время для подобных партий. Все будет зависеть от их деятельности. Посмотрим, смогут ли они получить голоса.

— Выгодно ли «Правому делу» объединяться с другими партиями?

— На выборы каждая партия пойдет сама по себе. Альянсы будут возникать дальше, в Госдуме. У других непарламентских партий тоже не будет много депутатов. Придется с кем-то договариваться. Надо сначала избраться.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика