"Трагедии на мнения людей не повлияли. Путина оправдывают"

Sobesednik.ru узнал у специалиста «Левада-центра», как изменилось общественное мнение за ноябрь 2015 года

Фото: Президент РФ Владимир Путин // Анатолий Колюшенко / Russian Look

Sobesednik.ru узнал у специалиста «Левада-центра», как изменилось общественное мнение за ноябрь 2015 года.

Ноябрь 2015 года принёс России и миру несколько печальных событий. 31 октября в Египте потерпел крушение российский самолёт авиакомпании «Когалымавиа». 17 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что главная причина трагедии — террористический акт. В ночь на 14 ноября в Париже произошло шесть терактов. А 24 ноября на границе Сирии и Турции был сбит российский истребитель Су-24, который участвовал в антитеррористической операции в Сирии.

Sobesednik.ru поговорил со специалистом «Левада-Центра» Кариной Пипия, которая рассказала, как произошедшие трагические события повлияли на россиян:

— Что касается авиакатастрофы, мы спрашивали россиян, как они отнеслись к тому, что два дня президент вообще никак не реагировал на авиакатастрофу и не выражал соболезнования. Мы увидели, что 73% — явное большинство — ожидали от него определённых действий сразу после катастрофы. Но, несмотря на это, когда мы спросили, почему же, на ваш взгляд, он не выступил, 40% посчитали, что он просто не обладал полной информацией о случившемся. То есть выдвигали и поддерживали оправдательные версии: не потому что он не хотел, а потому что не знал, не владел полной информацией, был занят другими делами и прочее, прочее.

— Долго не могли назвать и причину крушения лайнера.

— Официальную версию теракта подтвердил не сам президент, а глава ФСБ, а собственно Владимир Владимирович сказал, что будут дальнейшие действия по поимке преступников. То есть он дистанцировался от ситуации, никак сам версию теракта не озвучил. Мы отношение к этому не мерили, остаётся только догадываться, что думают россияне.

[:image:]

— Кого россияне считают ответственным за катастрофу?

— Когда мы спрашивали о том, на ком, по вашему мнению, лежит ответственность за авиакатастрофу в Египте, получили, что только 5% прослеживают возможную логическую цепочку: война в Сирии — ИГИЛ против России — теракт. То есть у большей части нет представления о том, что непосредственно российская кампания в Сирии спровоцировала эту авиакатастрофу.

То есть, опять же, ответственность за авиакатастрофу возлагают на египетскую сторону, террористов из ИГИЛ, на спецслужбы, которые не смогли предотвратить трагедию, но это не вменяется политике российского руководства.

Что касается реакции на теракты в Париже, на крушение самолёта и одобрения действий властей, в частности сирийской кампании, мы видим, что трагедии никоим образом на мнение людей не повлияли.

[:image:]

Мы видим, что выросли тревоги, страхи по поводу возможных терактов в России. Россияне думают, что теракты возможны, что возможны серьёзные столкновения российских войск с войсками ИГИЛ (деятельность террористической группировки запрещена на территории РФ — ред.). При этом порядка 3% говорили, что после серии терактов Россия должна сократить своё военное присутствие в Сирии и прекратить бомбардировки. То есть большая часть — за 50% — считает, что Россия должна продолжать кампанию.

Причём укрепившиеся ранее — примерно полтора года назад — антиамериканские и антиевропейские настроения пока не дают сформировать общее мнение о необходимости совместной международной борьбы с терроризмом. То есть о том, что Россия должна после серии терактов стремиться договариваться со странами Европы, США, говорит только четверть населения.

— Что-нибудь кроме ИГИЛ и терактов беспокоит сейчас россиян?

— 82% россиян ощущают тревогу по поводу предстоящих терактов, полагают, что риск терактов в России есть. Наряду с этим мы фиксируем несколько отрицательные, негативные подвижки относительно потребительского поведения россиян — они начали говорить, что стали больше тратить денежных средств на покупку питания.

То есть экономические моменты также прослеживаются. В последние месяцы россияне стали это чаще и больше озвучивать, но, опять же, конкретных претензий к политическому руководству страны нет.

— Рейтинг Владимира Путина меняется?

— Рейтинг показывает, что непосредственные колебания есть, но они не выходят, во-первых, за пределы [статистической] ошибки, во-вторых, последний год [рейтинг] держится на одном и том же уровне. На него пока ни теракты, ни возможное ухудшение экономической ситуации не повлияли.

[:image:]

Материалы о крушении Airbus A321 вы можете найти в рубрике Египет. О ситуации во Франции читайте на странице Теракты в Париже.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика