Что стоит за крутыми переменами в Совете Федерации

Как бы там ни было, смена губернаторов неизбежно влечет за собой появление новых людей в Совете Федерации. Другой вопрос: насколько полезно появление в верхней палате не «свежей крови», а старожилов Госдумы?

Фото: Переход депутатов Госдумы в Совет Федерации объяснил политолог // Russian Look

Эксперты рассказали Sobesednik.ru о причинах и последствиях грядущих масштабных перестановок в Совете Федерации РФ.

Ранее Sobesednik.ru писал, что депутат Госдумы Елена Мизулина может стать представителем Омской области в Совете Федерации, а всего около 17 губернаторов планируют сменить своих представителей в верхней палате Федерального собрания. Отмечается, что сенаторами станут шесть нынешних депутатов Госдумы. Для некоторых из них, например для первого замруководителя фракции «Единая Россия» Франца Клинцевича, такая смена должности будет означать понижение в служебной иерархии — вопреки официально равному статусу членов Федерального собрания; сам Клинцевич подтвердил такое положение дел.

О вероятных целях перемен в Совете Федерации рассказал заместитель «Центра политических технологий» Алексей Макаркин:

— Прежде всего, это связано с очередным этапом осенних выборов губернаторов. Вместе с новыми депутатами придут новые сенаторы. Также нужны места для тех депутатов Госдумы, которые не будут избираться на новые сроки. Известная Мизулина тоже будет переходить в Совет Федерации со многими другими. Для таких депутатов это — вариант почетного ухода. Покидает Госдуму, например, Сергей Калашников от ЛДПР, который работал депутатом с 1993 года. Клинцевич — известная фигура, человек который фигурирует в парламенте с 1999 года — тоже решил уйти. Вот это главное. Переход таких политиков в Совет Федерации — это сохранение почетной должности и статуса, членство в элите, почему нет?

[:image:]

А вот по словам экс-сенатора от Липецкой области Анатолия Лыскова, происходящее в Федеральном собрании является совершенно здоровым явлением:

— Замена членов Совета Федерации должна рассматриваться как естественный процесс обновления палат. В США происходит замена 1/3 Сената каждые два года. А в РФ за счет этих перемен выдерживается негласный закон «не более двух сроков подряд», так что это нормальное положение дел. Единственный недостаток, с моей точки зрения, процесса формирования Совета Федерации заключается в том, что в нем нет конкретного срока, подобному тому, как он есть в США. Однако в Америке Сенат формируется путем выборов, у нас же выборы не могут обойти решение органов власти. С обновлением руководителей в исполнительных органах власти меняются и представители в Совете Федерации — это естественно. Приход в Совет Федерации депутатов — это своеобразный обмен парламентариями приобретенным опытом. А в силу того, что у нас палаты имеют равный статус по Конституции, эта рокировка даст хороший эффект. Ведь есть депутаты, которые пришли в Госдуму из Совета Федерации, например [Оганес] Оганян, [Сергей] Миронов, [Виктор] Шудегов. А почему наоборот нельзя?

[:image:]

Как бы там ни было, смена губернаторов неизбежно влечет за собой появление новых людей в Совете Федерации. Другой вопрос: насколько полезно появление в верхней палате не «свежей крови», а старожилов Госдумы? Быть может, смена поля деятельности позволит некоторым политикам умерить свой пыл и отказаться от странных законопроектов из-за необходимости поддерживать репутацию целого субъекта на федеральном уровне?

Но, по мнению политолога Алексея Макаркина, грядущие перемены связаны не только с «политическими выходами на пенсию»:

— Помимо этого, есть история с сенатором от Архангельской области Константином Добрыниным, который был известен своими достаточно необычными выступлениями для российского сенатора. Он, конечно, не был в оппозиции — сенатор в России не может быть в оппозиции по определению, так как в Совет Федерации его, как правило, выдвигает губернатор от «Единой России». В общем, Добрынин лишь критиковал перегибы консервативной волны, когда в ее рамках слишком далеко заходили. Но все равно его позиция не способствовала переизбранию на следующий срок.

Анатолий Лысков также считает, что член Совета Федерации не имеет той самостоятельности, которая предоставлена по закону депутатам:

— На мой взгляд, основная разница между депутатами и сенаторами заключается в том, что первые несут ответственность перед избирателями, а вторые — перед своими региональными властями. Член Совета Федерации не может представлять в Федеральном собрании позицию, которая полностью противоречит позиции губернатора и местного законодательного собрания, иначе теряется главный принцип работы верхней палаты парламента. Находясь на посту сенатора от Липецкой области, я соблюдал этот принцип.

[:image:]

Ориентируясь на доводы экспертов, можно сказать: на данный момент мы сталкиваемся с тем, что Совет Федерации продолжит работать как единый слаженный организм. Во-первых, из-за особенностей российской Конституции. Во-вторых, из-за преобладания «Единой России» почти во всех субъектах РФ — так что называть даже Константина Добрынина «либеральным сенатором» является ошибкой.

Хотя, конечно, очередная потеря доли инакомыслия в верхней палате Федерального собрания определенно не пойдет на пользу хотя бы номинальному разделению властей.

Все новости о переменах в Федеральном собрании читайте на странице Госдума.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика