"Казахстанский путь" в индустриализацию

Еще в начале года президент Нурсултан Назарбаев в послании к народу заявил, что Казахстан должен войти в тридцатку развитых стран мира. Чтобы осуществить этот план, правительство разработало долгосрочную Стратегию-2050

Фото:

Еще в начале года президент Нурсултан Назарбаев в послании к народу заявил, что Казахстан должен войти в тридцатку развитых стран мира. Чтобы осуществить этот план, правительство разработало долгосрочную Стратегию-2050, в рамках которой планируется за семь пятилеток добиться поставленной цели. На днях подводили итоги первой из них.

Члены правительства отчитывались перед президентом в Национальной библиотеке республики. Первая пятилетка была посвящена форсированной индустриально-инновационной программе развития страны (ГП ФИИР на 2010–2014 годы). Программа была разработана в 2009 году как ответ на мировой кризис. Именно тогда в Казахстане отчетливо проявилась зависимость национальной экономики от внешней торговли.

– Мы не смогли создать критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях, таких проектов, которые бы послужили стартовой площадкой для индустриальной революции, – заявил тогда президент республики.

Несмотря на то, что «Казахстанский путь» рассчитан аж до 2050 года, уже в первые пять лет был сделан резкий старт. Был принят закон о специальных экономических зонах (СЭЗ), согласно которому сейчас настраивается работа всех 10 СЭЗ, вокруг которых должна будет выкристаллизовываться обрабатывающая промышленность.

[:image:]

– У государства появились осмысленная промышленная политика и понимание, что без обрабатывающей промышленности достижение устойчивого экономического роста невозможно. По итогам первой пятилетки, помимо успешных проектов и неплохих результатов, важно еще и то, что была выстроена инфраструктура для реализации промышленной политики, – считает председатель правления Казахстанского института развития индустрии Ануар Буранбаев.

Именно поэтому в своей первой пятилетке республика сделала основной акцент на создание предпосылок для развития промышленности. Так, изменилась структура в обрабатывающей промышленности: помимо уже существовавших металлургии и пищевой промышленности, начали активно развиваться такие отрасли, как нефтепереработка и машиностроение.

– Нам удалось сделать некий прорыв в основном благодаря привлечению транснациональных компаний. У нас сейчас неплохо развивается автопром, а если честно сказать, то мы его создали с нуля, – прокомментировал первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.

[:image:]

Сегодня в республике уже открыты заводы по сборке корейской SsangYong и японской Toyota. И то и другое собирают в Костанае. Теперь каждый 4-й новый продаваемый на территории страны автомобиль сделан в Казахстане. На вопрос, планируется ли экспорт автомобилей за рубеж, Альберт Рау заявил:

– Нам чужого не надо, но и свое мы тоже не отдадим.

Вероятно, такая позиция связана не только с патриотизмом, но и с нынешней производительностью автопрома, которая пока ниже, чем, например, в России. По предварительным оценкам, Казахстан предполагает продавать порядка 30 тысяч автомобилей в год.

[:image:]

Результаты, достигнутые за первую пятилетку, дают правительству республики основание для оптимизма, что и следующая пройдет не хуже. Правда, в дальнейшем решили «не распыляться» и выделили всего 6 приоритетных направлений (из 12) – атомную энергетику, машиностроение, металлургию, нефтехимию и т.д. Но это не значит, что на остальном лет на 5 поставят крест: на подведении предварительных итогов первой пятилетки прошел телемост с регионами, в ходе которого Нурсултан Назарбаев запустил 8 новых объектов по ГП ФИИР и дал старт строительству сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и линии электропередачи «Север – Восток – Юг».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика