Новости дня

16 декабря, суббота













15 декабря, пятница
































Но всё растаяло как дым... Насколько эффективна антитабачная кампания в России

Собеседник №19 '14

Сергей Шаталов // РИА "Новости"

Заядлым курильщикам наверняка известно, что с 1 июня в России вводятся новые запреты на курение в неположенных местах. Штрафы грозят всем, кто вздумает дымить в гостиницах, общежитиях, барах, ресторанах и поездах дальнего следования – в дополнение к уже существующим запретам. Наказание тянет на те же 500–1500 рублей, что и сегодня. Эти меры прописаны в законе, вступившем в силу еще год назад. Самое время посмотреть, насколько эффективна антитабачная кампания в России. 

Получается профанация

Увы, пар ушел в свисток, в бравурные телесюжеты, где за курение на детской площадке или в лифте показательно стыдят отдельных бедолаг. Куда важнее тот факт, что в России сохраняется один из самых низких на планете акцизов на табак. Остальному человечеству знаком лишь один эффективный способ борьбы с вредными привычками – увеличение цены на них. Чем дороже сигареты, тем меньше людей курят – железное правило, действующее по всему миру – от Норвегии до Таити. Лишь для России этот закон не писан. Даже в таких бедных странах, как Болгария или Румыния, средняя цена пачки сигарет составляет 100 рублей, из которых около 60 – это акциз. У нас же минимальная цена пачки этим летом достигнет в лучшем случае 45 рублей, а акциз с нее не превысит и 16 рублей. 

Вот и получается, что запрет на курение в поездах или ресторанах выглядит профанацией борьбы на фоне того, что 60% российских мужчин и 22% женщин продолжат затягиваться дешевым куревом дома и всюду, где не найдешь представителей правопорядка. Кто же виноват в том, что нация продолжает в промышленных масштабах травиться никотином, а широко разрекламированная антитабачная кампания не работает? Кто виноват, что спустя год после начала «борьбы с курением» Россия все еще удерживает печальное 1-е место в мире по потреблению табака на душу населения, ежегодно недосчитываясь, по разным оценкам, от 330 до 550 тыс. человек, умирающих от болезней, связанных с табакокурением?

Место для курения / Russian Look

Разговоры про активно действующее в России «табачное лобби» – не пустые, в это лобби входят чиновники, депутаты, звезды шоубизнеса. Одни в образе ковбоя норовят засветиться с сигаретой, другие пиарят табачные компании, третьи вычеркивают из законопроекта строчку о минимальной цене на пачку сигарет. Ну, а в министерствах занимаются акцизами. Именно акцизом регулируется цена на табак. Копеечный акциз на сигареты – это не только лишние миллионы российских курильщиков, но и астрономические суммы для производителей табака. Ведь себестоимость блока обычных сигарет, включая упаковку, не превышает 12–15 рублей, а все остальное – это маржа. Из которой и оплачиваются хлопоты лоббистов.

Долгие годы в правительстве идет бой за ставку акциза. Повысить его хочет, разумеется, Минздрав. А за низкую ставку ратует, как это ни странно, Минфин в лице зам. министра финансов Сергея Шаталова. Именно он вот уже более десятка лет всячески сопротивляется росту акцизов на табак. Казалось бы, кому, как не Шаталову, создателю нашей налоговой системы, ратовать за повышение налога на сигареты? Увеличение акциза всего на 1 рубль приносит в бюджет 17 млрд рублей. Тем паче до уровня Румынии акцизы можно повышать и повышать. Но нет, Шаталов проявляет чудеса изобретательности, лишь бы табачные акцизы удержать на мизерном уровне. 

Курильщики / Global Look

Отчего же г-н Шаталов льет воду на мельницу производителей табака? Как отметил депутат Госдумы Иван Мельников, предложения Минфина о ставке акцизов были «напрямую списаны с лоббистских записок British American Tobacco вплоть до величины адвалорной составляющей комбинированной ставки» (взимание процентов от розничной цены). Сам Шаталов обосновывает свою позицию цифрами. Производители табака, дескать, платят в казну налоги аж на 250 млрд рублей в год, обижать их не следует. А табачная отрасль – это сотни тысяч рабочих мест. 

Зачем снижать, если можно повышать?

Аргументация шаткая. Налоги с табачных компаний в разы ниже ежегодных потерь от заболеваний, вызванных курением (по данным Минздрава, это 1,3 трлн рублей). Да и забота о российском производителе выглядит нелепо, учитывая, что 9/10 табачного бизнеса в России контролируется иностранцами. Козырная карта Шаталова – ссылка на соседей по ТС. Дескать, в Белоруссии и Казахстане цены на сигареты так малы, что рост акцизов у нас аукнется контрабандой. Но при этом г-н финансист забывает, что в рамках Таможенного союза согласован план поэтапного выравнивания акцизов на табак, который сведет на нет нелегальный импорт. Но отчего-то нашему Минфину удобнее снизить акцизы до казахстанского уровня, чем добиваться их общего согласованного роста в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, к которой Россия присоединилась еще в 2008 году. Так что производители сигарет уже потирают руки в предвкушении новых прибылей.

Акцизная марка / Global Look

Между тем на сайте Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США), где после нашумевшего суда над американскими табачными компаниями была создана онлайн-библиотека The Legacy Tobacco Documents Library из 14 млн документов, посвященных производству, продаже и продвижению табака транснациональными производителями, три десятка документов содержат фамилию Сергея Шаталова. В основном они посвящены любопытной конференции с участием высокопоставленных чиновников из стран СНГ, состоявшейся в университете Дьюка (г. Дарем, Северная Каролина, США) в январе далекого уже 1997 года. Г-н Шаталов уже тогда являлся зам. министра финансов РФ. Выяснилось, что не только конференция, но и все американское турне чиновников, ответственных за акцизную политику в постсоветских странах, было профинансировано компанией R.J. Reynolds Tobacco. Включая оплату отеля, перелеты на самолете корпорации и неожиданный визит в город Уинстон-Сейлем, где расположены штаб-квартира и фабрика табачного бренда. В банкетных тостах и беседах тет-а-тет устроителям предписывалось всячески подчеркивать высокий статус г-на Шаталова и рекламировать виды налоговых режимов, стимулирующие иностранные, а также внутренние («Нам нельзя показаться чересчур зацикленными на том, чего мы, Запад, хотели бы достичь», – говорится в сопроводительном документе) инвестиции. И побольше наливать водки дорогим гостям...

Множество людей, в том числе в Америке, назвали бы данное обстоятельство банальным подкупом должностного лица. Впрочем, дело давнее. Но, отметим, оно, то дело, по-прежнему живет, несмотря на шумную антитабачную кампанию. 

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания