Дмитрий Гудков: Всего через год Россия поймет, что присоединение Крыма - это ошибка и обман!

На территории России находятся войска Украины: Крым неделю назад стал частью Российской Федерации, а вооруженные силы соседнего государства так и не были выведены с территории полуострова

Фото: Дмитрий Гудков // Из личного архива Дмитрия Гудкова

На территории России находятся войска Украины: Крым неделю назад стал частью Российской Федерации, а вооруженные силы соседнего государства так и не были выведены с территории полуострова. Об этом необычном положении, о грядущих президентских выборах на Украине, изменении цен на российский газ и других событиях вокруг «незалежной» мы побеседовали с депутатом Государственной думы Дмитрием Гудковым.

– Крым уже как минимум с пятницы, 21 марта, можно считать полноценным субъектом РФ. Тем не менее на его территории еще находятся украинские военные. В чем заключается проблема вывода войск с территории полуострова?

– Россия считает эту территорию Россией, а Украина — Украиной и будет всячески тормозить подобные процессы. Проблема в том, что присоединение Крыма к России не будет признано легальной процедурой мировым сообществом.

– Значит ли это, что пока международное сообщество не признает Крым частью России (а этого в ближайшее время не будет), украинские войска так и будут находиться в Крыму?

– Физически их, конечно, выдавят, но это будет вечным яблоком раздора в отношениях России и Украины.

– Россия уже заранее заявляет, что президентские выборы на Украине являются «сомнительными». При каких условиях Россия сможет признать избрание нового президента легитимным?

– Мне сложно понять грядущие шаги России во внешней политике — они абсолютно непредсказуемы. Тем более сложно однозначно ответь на этот вопрос, когда вблизи границы Украины, как сообщают СМИ, уже около 30 тысяч российских военнослужащих — Таманская дивизия и другие войска, и вообще непонятно, произойдет дальнейшее движение российской армии на территорию Украины или нет.

Думаю, это будет еще зависеть и от масштаба санкций Запада — если они будут слишком жесткими и сильно ударят по нашей экономке, не исключаю дальнейшие шаги России по продвижению на Украину.

Мне кажется, сейчас идет торг, и восточная Украина является разменной монетой в переговорах по санкциям против России. Я не исключаю такой вариант.

– Судя по всему, российский газ для Украины значительно подорожает. Какие последствия может вызвать это решение для «незалежной»?

– Считаю это очень опасной игрой, которая нанесет серьезный удар и по Украине, и по России.

Это, конечно, сильно ударит по экономике Украины, которая и без того находится в кризисе. Многое будет зависеть от того, какие меры предпримет Запад: будет ли он оказывать поддержку Украине, как быстро будут найдены альтернативные источники поставки газа в Европу. Обама уже заявил о готовности Америки поставлять газ, так что будем следить за развитием событий.

Но негативные последствия могут быть в том числе и для России. Украина поднимет цены за транзит газа. Не говоря уже о возможных диверсиях на газопроводе. Очевидно, что Европа начала ускоренно искать источники газа, альтернативные «Газпрому». В перспективе объемы газа, которые поставляет туда Россия, снизятся, что отразится уже на нашей экономике.

– Обама заявляет, что НАТО необходимо регулярное присутствие в Восточной Европе. Как изменятся позиции России в регионе в случае развития сотрудничества НАТО и Украины?

– По-моему, позиции нашей страны уже изменились. После присоединения Крыма все переговорные процессы России с Западом заморожены. Далее либо будет гонка вооружений, которая скажется на российской экономике, либо будет найдено компромиссное решение. Но в данном случае, к сожалению, возможностей у НАТО для действий гораздо больше, чем у России.

– Насколько реально вступление Украины в НАТО?

– В перспективе, неверное, это возможно. В любом случае, не думаю, что это процесс быстрый. Только в России федеральный закон может приниматься в трех чтениях в течение дня. На Западе в любом случае начнутся переговоры, будут учитываться разные позиции, просчитываться экспертным сообществом различные последствия и варианты. Даже если это возможно, то это достаточно длительный интеграционный процесс. Может быть, быстрее, чем могло бы быть, но это не вопрос ближайших месяцев.

– Вы в своем блоге писали, что внимание к Крыму сейчас отвлекает людей от насущных проблем внутри нашей страны: "Дума готовится проголосовать за новую реформу, которая просто убьет политическую жизнь в регионах". Не могли бы вы обрисовать суть реформы и к чему она может привести?

– В Думу внесен законопроект, который дает возможность любому региону отказаться от прямых выборов мэра и перейти на другую схему. Она такова: в крупных городах, где есть районное деление, прямые выборы будут проходить только в районные советы депутатов — как выборы муниципальных депутатов в Москве. Депутаты районных советов будут делегировать из своего числа представителей в городскую думу, которая, в свою очередь, будет назначать мэра, а совместно с губернатором — сити-менеджера.

Это фактически заблокирует попадание представителей оппозиции не только в исполнительную власть городов, но и в законодательную. Как правило, в городские думы будут делегировать либо представителей «Единой России», либо лояльных депутатов. Это, по сути, уничтожит политическую конкуренцию в регионах. Её и так почти нет, но этот шаг ее добьет окончательно.

Если в стране не будет выборов, не будет ротации власти, в том числе в регионах, значит, будет абсолютно бесконтрольная коррупция, потеря качества управления городов и регионов. Всё это серьезно отразится на жизни граждан в нашей стране.

– Вы не принимали участие в голосовании Государственной думы о принятии Крыма в состав РФ. Чем обусловлен этот выбор, подробно описано в вашем блоге. Однако остается вопрос: не станет ли такое решение причиной того, что в условиях сильной поляризации общества нейтральная позиция сделает вас "чужим" для обеих сторон?

– Уинстон Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение». Я не голосовал «за» по известным причинам, они изложены в моем блоге. Но не стал голосовать «против» из-за уважения к жителям Крыма, а главное — из-за раскола в рядах моих единомышленников социал-демократов и моих избирателей. Накануне я получил много писем, в которых от меня требовали хотя бы не голосовать «против». Я сам понимаю, что исторически Крым должен быть в составе России, и мне бы этого хотелось, просто не такой ценой и не такими методами.

Что касается раскола, то он есть даже среди либералов. Если посмотреть голосование на радиостанции «Эхо Москвы», то даже там 76% проголосовало за присоединение Крыма.

При этом я участвовал в «Марше мира и свободы», осознавая последствия присоединения. Я против того, чтобы действовать такими методами. Существует множество других, дипломатических способов. Если бы мы хотели сохранить и Крым, и Украину, можно было действовать свершено по-другому.

Те люди, которые выступают категорически против, меня поняли. А те, кто «за», очень скоро почувствуют, что их обманули. Когда станут жить хуже. Общественное мнение будет меняться очень быстро. Думаю, что через год будет совсем другая картина.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика