Крым: украино-российский детонатор

Решение Совета федерации о возможности ввода российских войск в Крым для обеспечения защиты русского населения, по сути, сработало как детонатор. И главные тенденции готовящегося взрыва видны уже сейчас

Фото: Ситуация в Крыму // Global Look

Решение Совета федерации о возможности ввода российских войск в Крым для обеспечения защиты русского населения, по сути, сработало как детонатор. И главные тенденции готовящегося взрыва видны уже сейчас.

«Крючок», который придумала Россия

Пока российские войска не появились на Украине, решение Совфеда, дающее президенту Путину возможность в любой момент их туда послать, выглядит как «пробный шар»: решимость обозначена, теперь посмотрим, как на это отреагирует мир. Это решение и без конкретных действий со стороны России, само по себе может повернуть ситуацию на Украине.

Но все же пока неясно, куда может завести бряцание оружием и насколько западные партнеры готовы тоже ввести войска на Украину и в итоге развязать Третью мировую войну.

- Конечно, может произойти всё что угодно, - убежден политолог Вячеслав Никонов. - Но я все же думаю, что военных действий не будет. Я сейчас в Лондоне. Тут никто не хочет ввязываться в военный конфликт. Хотя мнения высказываются самые разные. Одни говорят, что надо было лучше просчитывать возможные последствия шагов запада по вмешательству в дела Украины. Другие призывают санкционировать отказ участия России в саммите «большой восьмерки». Говорят о замораживании зарубежных счетов российских политиков на западе и расширении «списка Магнитского» ... Есть голоса и за военное противостояние. Но мне кажется, что до этого не дойдет: ведь в любом случае Россия не покушается на суверенитет и целостность Украины.

[:image:]

О том, что не только шаги западных политиков по разрешению ситуации на Украине не до конца просчитаны, но и шаги России грешат тем же, предупреждает другой политолог, Алексей Макаркин:

- Понятно, что Россия определилась с приоритетами: российские власти выстраивают систему приоритетов, и в ней отношения с западом - глубоко внизу. Видимо, окончательно поняв, что от запада нам больше нечего ждать ничего особого полезного. И с ним в любом случае у России получается конфликт ... Не думаю, что начнется военное противостояние с западом, у которого есть масса других возможностей влиять на ситуацию. Но понятно, что с российской стороны были просчитаны некоторые минусы такого радикального решения. А они таковы: в России будет меньше западных инвесторов. Видимо, правительство считает, что основные останутся в любом случае (бизнес есть бизнес), и этого достаточно. Будет и дальше падать рубль - наверное, решили на это не обращать внимания, так как рубль и без того падает. Будут проблемы с акциями крупных российских предприятий на международной бирже. Но всем известно, что наш рынок акций много раз рушился и потом возрождался. Будут заморожены счета российских чиновников за рубежом. Но чиновникам и так запрещено держать там счета, так что это лишняя зацепка для выявления коррупционеров ... То есть понятно, что сейчас главное для российской власти - решить вопрос с Украиной, и на мелкие неудобства она не будет обращать внимания.

[:image:]

- Но едва ли наши политики полностью отдают себе отчет, что тот способ решения проблемы, который выбрала российская власть, - продолжает Макаркин, - чреват другими неожиданностями. И если уже ясно, что с западом Россия считаться не намерена, то возможно негативное отношение к такому решению Совфеда других крупных мировых игроков, явно не учитывалось. Между тем совсем непонятно, как на него прореагирует, скажем, Китай. Его позиция часто не совпадает с западной, но эта страна всегда против всякого сепаратизма (у них самих остро стоит проблема Тибета и т. Д.). Понятно, что никаких громких заявлений Китай делать не будет, и в ООН он воздержится от голосования (это обычная практика Китая), и ругаться китайцы с нами вряд ли будут, но на отношениях между нашими странами это наверняка скажется. Ведь это мы воспринимаем Крым как родной. А для всего мира сегодняшняя ситуация там - яркое проявление сепаратистских настроений, которые Россия поддерживает.

Другие митинги

Прорусские митинги, прокатившиеся в выходные дни по востоку Украины (Харьков, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Донбасс) выглядят так, словно «в пику» киевскому Майдану незадействованное там остальное население страны решило напомнить о себе. Были ли они специально организованы или возникли стихийно - сейчас только и споров об этом. Как бы то ни было, «восточные» майданы заявили о себе, и понятно, что новая власть в Киеве не будет сидеть сложа руки, глядя на этот неожиданный «праздник непослушания».

- Восток проснулся вслед за югом, - считает Никонов. - Видимо, люди поняли, что ждать референдума долго и что непонятно, чем это закончится. А так все наглядно.

[:image:]

- На прорусские митинги вышли очень разные люди. Тех, кто реально выступает за сближение с Россией, там меньшинство, - не согласен Макаркин. - Большинство - это «регионалы». И если первые просто используют шанс, то вторых вывела на площадь глупость новой власти, которая в эйфории от победы отменила закон о региональных языках. Сейчас Киев это исправляет. Как только снимется напряженность в вопросе использования русского языка, посмотрим, насколько долго продержится этот протест.

Чья власть законнее?

Формально поводом для ввода российских войск может стать не только обращение главы совета министров Крыма к президенту Путину, но и пребывание легитимно избранного (как подчеркивают официальные российские СМИ) президента Януковича на территории России. То есть появляется шанс вернуть на российских танках Януковича в Киев, а затем уже сменить его на более удобного и более сильного президента, использовав ситуацию по полной. И тут встает другой вопрос: насколько нынешняя власть Киева легитимна? Ее признал запад и не признала Россия ...

[:image:]

- 21 февраля был подписан меморандум, - объясняет юридические тонкости Никонов, - который предполагал, что к сентябрю будет проведена конституционная реформа, к октябрю пройдут выборы нового президента Украины и в ближайшее время будут разоружены активисты Майдана. Этот меморандум подписал и Янукович, и представители оппозиции. Уже на следующий день Рада отменила конституцию, сместила Януковича и позволила не разоружаться людям с Майдана. То есть с точки зрения закона фундамент для новой украинской власти - нулевой. Но запад признал эту власть. Впрочем, признание запада не означает, что и все остальные страны тоже должны следовать этому признанию. Россия отказалась ...

Однако, как выясняется, не все так просто с той самой злополучной легитимностью - и дело, как всегда, в нюансах.

- Проблема в том, что Рада-то легитимная, - убежден Макаркин. - И в этой связи возникает много вопросов. Можно говорить, что Янукович был отстранен не совсем законно, но никто не посмеет сказать, что, скажем, голосование по кандидатуре премьера было нелегитимным. Там было подавляющее большинство голосов. Причем это были голоса и из Партии регионов, которые традиционно не любят радикалов. Еще больше осложнило ситуацию бегство Януковича - такой демарш в законодательстве Украины не прописан.

[:image:]

Максимальный компромисс

Россия в ООН заняла оборонительную позицию - как когда-то после ввода войск в Афганистан. Видимо, всё же российские власти испытывают некий дискомфорт от принятого Совфедом решения ... Кроме того, нет практически никаких шансов «превратить» российские войска (если их все же введут на Украину) в миротворческие силы, для присутствия которых нужно согласие всех сторон, то есть в том числе и Украины. Едва ли можно на это рассчитывать.

Не похожа украинская ситуация и на ту, которую использовали США для бомбежки Югославии (где происходил геноцид народа), Ирака (предполагалось, что в стране тайно разрабатывается ядерное оружие, и международные инспектора не были допущены для проверок), Ливии (где люди вынуждены были покидать свои дома и требовалась защита мирного населения). При этом во всех случаях у США была международная санкция, чего сегодня у России нет и в помине.

[:image:]

- Безусловно, невыполненные условия меморандума от 21 февраля несколько ударяют по легитимности нового правительства Украины, какой бы легитимной ни была Верховная рада, - говорит Макаркин. - Но я думаю, что всё дело в том, что этот меморандум - максимальный компромисс, на который была согласна Россия. Он предполагал раздел власти, в результате чего появилось бы время подготовить и раскрыть нового кандидата в президенты. Это бы обеспечивало некоторое равновесие, гарантию, что Украина не пойдет на запад. Но неожиданно начался обвал - актив оппозиции не принял условия меморандума, президент сбежал (этого никто не ожидал и было непонятно, как реагировать на это бегство). Восстановить соглашение оказалось невозможным. Но в России власти отчетливо понимали: это был последний раз, когда в этой истории учитывались интересы России, принятые и западом. Ведь, вырабатывая меморандум от 21 февраля, оппозиция в Киеве апеллировала к западу, запад ратифицировал соглашение. Но потом, когда события стали развиваться по иному, более выгодному для запада сценарию, он об этом соглашении забыл. Перед Россией встал вопрос - как технически вернуться к тому, что уже ушло, стало историей? И Россия не смогла придумать ничего лучше, чем начать бряцать оружием.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика