«Догоняться» стало сложнее
С этой недели в Подмосковье введено ограничение продажи алкоголя в ночное время – с 9 вечера и до 11 утра. Таким образом депутаты Облдумы откликнулись на инициативу правительства России, которое сейчас также рассматривает этот вопрос. О целесообразности подобных мер «Собеседник» поговорил с учредителем фонда «Трезвый город» Евгением Ройзманом.
– Алкоголизм едва ли не главная проблема в России. Сегодня мужики трудоспособного возраста от спиртного гибнут, как во время войны. На мой взгляд, это очень разумная мера, она действует во всем мире. Помимо прочего, при этом снижается преступность. Те, кто выпивает днем, к ночи уже не могут себя контролировать, что приводит к печальным результатам – ДТП, несчастным случаям, пожарам, убийствам и самоубийствам. По нашей статистике большинство инцидентов происходит не днем, а именно в вечернее и ночное время.
– К вопросу о гибнущих мужиках – на днях главный санитарный врач Геннадий Онищенко предложил повысить возраст, с которого можно покупать алкоголь, с 18 до 21 года.
– Фактически слабоалкогольное спиртное у нас сегодня можно умудриться купить и с 10 лет… Да и в 18 лет организм человека еще не до конца сформирован и подвержен влиянию спиртного гораздо сильнее, чем организм взрослого человека. В США, например, если у продавца есть хоть какие-то сомнения в том, что покупателю исполнился 21 год, он всегда спрашивает документ, удостоверяющий возраст. А у нас паспортами интересуются только в очень крупных магазинах. Другое дело, что контролировать соблюдение этой меры будет сложно.
– А что еще вы бы сделали, чтобы избавить россиян от алкогольной зависимости?
– Нужно ограничить не только время продажи спиртного, но и место – в округе не должно быть школ и детских учреждений. Необходимо ввести и уголовную ответственность для продавцов за несоблюдение возрастного ценза покупателей спиртного. Есть статья 151 Уголовного кодекса о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков, но на практике она не работает. Обязательно надо повысить акцизы на крепкий алкоголь. По этому пути пошли в Скандинавии, и выпивка перестала быть доступной для всех подряд. Ну и, разумеется, необходима мощная антиалкогольная пропаганда.