26.11.2010

ГИБДД волнуется за психологическое состояние водителей зимой

Кроме всех прочих рекомендаций — «переобуйтесь и проверьте приборы» Глава ГИБДД России Виктор Кирянов посоветовал водителям психологически подготовиться к зиме. Прямо мороз идет по коже.

 

Кроме всех прочих рекомендаций — «переобуйтесь и проверьте приборы» Глава ГИБДД России Виктор Кирянов посоветовал водителям психологически подготовиться к зиме. Прямо мороз идет по коже. Представляются страшные картинки особо "холодных" встреч с гаишниками в зимний период, успокоительные в дорогу, психологические тренинги. Чего хотел от водителей Вкитор Кирьянов, захотели узнать мы у власть имущих. На самом деле все оказалось гораздо проще.

Начальник отдела пропаганды Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации  полковник милиции Владимир Шевченко. «Психологический настрой очень важен, ведь зимний стиль вождения заметно отличается от летнего - и скорости меньше, и резкие маневры противопоказаны. Кроме того что нужно строго соблюдать скоростной режим, дистанцию между транспортными средствами, избегать резких маневров при перестроении и торможении, а также выполнять предписания дорожных знаков и указания инспекторов ДПС, есть и специфические детали.

Водителям нужно обратить внимание на самочувствие, ведь многие при изменении погоды подвержены перепадам давления. В таком состоянии лучше за руль не садиться и воспользоваться общественным транспортом».

А если в вопросы практической подготовки к психологическому спокойствию вас заинтересовали, советы дает Генеральный директор Школы безопасного вождения «АРТ оф ДРАЙВ» Максим Кузенов. «Зимний период  является одним из сложнейших в жизни  каждого автолюбителя. Абсолютно  правильное заявление главы ГИБДД В. Кирьянова о необходимости подготовки водителей к зиме. Но правильно ли вспоминать о том, как вести себя на скользкой дороге только перед наступлением холодов и возможными снегопадами?

Давайте разберемся.

Начнем с  тех элементарных вещей, которые  не требуют специальной подготовки и каждый водитель их должен понимать. Скорость и дистанция. Многие не сразу могут переключиться и подумать о том, что холодное покрытие, даже без снега и льда, оказывает влияние на управляемость автомобиля.

Но есть ситуации, выход из которых действительно  зависит от подготовленности водителя. Для многих, независимо от стажа  вождения, нестандартные ситуации заканчиваются достаточно плачевно. Задача нашей  школы, как и всех контраварийных школ повышения водительского мастерства, заключается в том, чтобы не только научить человека выходить из создавшихся ситуаций, но и не допускать их появления и развития.

Когда водитель заявляет, что машину неожиданно занесло, это говорит о том, что человек не подумал о возможном заносе в конкретной ситуации и совершил действия, которые вынудили автомобиль отклониться от желаемой траектории движения.

Следовательно, водитель должен понимать физику автомобиля и различные причины возникновения заносов. Чаще всего человек примерно представляет, что делать при возникновении приведенной ситуации. Вращать руль в сторону заноса. Все «внутри» водителя говорит об этом же. Но небольшая задержка этих действий, неправильная работа с органами управления и совершенно хаотичное вращение руля не дают возможность решить проблему. Поэтому, первым шагом в школах повышения водительского мастерства, в отличии от обычных автошкол (автошколы в москве), должна быть отработка правильной посадки и положения рук на рулевом колесе.

Но если с заносом (задней оси) автомобиля у водителей еще кое как получается справиться, то вот с передней частью дела обстоят значительно хуже.

Снос передней оси автомобиля. Каждый водитель сталкивался с этим явлением. И не только зимой. Поворачивая руль с полной уверенностью в том, что автомобиль должен повернуть, вдруг оказывается, что желаемая реакция не наступает. Автомобиль либо поворачивает на меньший угол, который явно недостаточен, либо не поворачивает совсем. И здесь подавляющее большинство водителей делает вполне логичную для человека ошибку. Повернуть все-таки хочется, и «внутри» все подсказывает о том, что надо еще довернуть руль, чтобы все-таки попасть в поворот. Но оказывается все наоборот, и автомобиль еще больше «не хочет» поворачивать.  А ведь в данном случае надо наоборот, просто начать уменьшать угол поворота колес. Сказать действительно просто, а вот сделать это…

Небольшой пример. Зимой мы на тренировочной  площадке строим скользкую трассу с  поворотами различной крутизны. На занятия приходят водители с абсолютно  разным стажем вождения. Мне очень  хорошо запомнился случай с человеком, который управлял автомобилем более 20 лет и пришел с целью посмотреть «ну чем вы меня еще можете удивить…». Занятия мы проводим только индивидуальные и первые 10-15 минут даем возможность  ученику показать свои навыки, уровень  и подготовку. Обычно все делают похожие ошибки, и данный водитель с большим стажем не оказался исключением. В одном и том же повороте автомобиль с завидной регулярностью оказывался вне трассы. Все тот же снос автомобиля. Я попросил немного распрямить руль в тот момент, когда мы в очередной раз не попадали в поворот. Ответ был прост: «Мне же необходимо повернуть. Как я могу распрямлять руль?». Мне пришлось сделать это за него. С пассажирского сидения, приложив некоторое усилие. Машина наконец-то повернула. Эта ситуация поменяла отношение ученика к занятию. И со словами «шаманство какое-то…» мы приступили к обучению с «нуля».

Следующий вопрос, который возникает у водителей. А иногда даже избыточная уверенность  в том, что электронные системы, установленные в современных  автомобилях, спасут от всех бед. Как  говорят, физику никто не отменял. Мы должны дать возможность водителю почувствовать  работу этих систем. Как управляется  автомобиль с ними и без них. Показать моменты, когда работа электроники  не справляется с автомобилем, в  связи с неправильными действиями водителя. И наоборот, научить водителя управлять автомобилем без вмешательства  электроники. То есть не допустить ее срабатывания, потому что действия водителя не приводят к этому.

Большое внимание уделяется системе АБС. Многие водители знают, что она существует у них в автомобиле. А вот точного понимания ее действия, к сожалению, нет…  А ведь управляемость автомобилем при экстренном торможении, очень важна. Особенно в зимний период.

Я не описываю в этой статье все тонкости использования  педалей газа, тормоза и сцепления. Ведь отработка таких ситуаций в  неподготовленных условиях без присутствия  профессионального тренера-инструктора  может привести к серьезной аварии. Но очень печален факт, что для хороших занятий необходимы большие площадки. А с ними, как все знают, большой дефицит…

Почему я  начал с того, что обратил внимание на то, что правильно ли вспоминать о зиме только непосредственно перед зимой.

Чтобы управлять автомобилем в нестандартных ситуациях и стараться не допускать их, понимая, как ведет себя автомобиль от действий водителя, не обязательно ждать зимы. В доли секунды водителю предлагается разобраться со своими действиями. Это не работа головы. Это мышечная память. Чтобы ее натренировать необходимо время.  Зачем же ждать зимы?

Вернемся к вопросу о сносе. Мы учим водителей поворачивать руль на необходимый угол и стараться как можно быстрее его вернуть, уже летом. И зимой этим водителям значительно проще. Потому что у них нет желания и привычки долго находиться в повороте с сильно повернутым рулевым колесом. Мы объясняем физику и учим готовить машину перед поворотами. Человек осознает, что может произойти и для него будет меньше неожиданностей. Плавность всех движений – один из главных моментов. Автомобиль лучше «поймет», что от него хотят. Здесь скрывается одна из ошибок подготовки. И некоторые школы этим грешат, обучая резким приемам. Если ситуация вынуждает надо делать все быстро, но не резко. Это очень важно. Не допускать резких движений!!!

В нашей  школе преподают как бывшие, так  и действующие спортсмены. Многие считают, что спорт при обучении не нужен. Не соглашусь. Безусловно, мы не учим гонять «без головы».  Но, согласитесь и вы, хороший автогонщик управляет автомобилем с более тонким пониманием, чем обычный профессиональный водитель. Ведь на гонках связка автомобиль-водитель постоянно находится в экстремальной ситуации. И любая ошибка может стоить жизни.

Вот это понимание мы и хотим донести людям. Все тонкости управления автомобилем. Физику, которую обязан знать водитель. И нам приятно, когда водитель, гоняющий по улицам города, но решивший пройти курс обучения у нас, начинает управлять автомобилем спокойно, уверенно и безопасно.

И даже, обучая новичка, мы делаем большой упор на безопасность. Чтобы с первых своих  водительских шагов, человек допускал меньше ошибок, понимая что и к чему может привести.

Говорить  о том, что при московской езде в пробках учиться не надо, нельзя. Мы управляем автомобилем, а значит мы можем представлять и часто представляем опасность.

И если задуматься, то ведь не вся вина в создании пробок лежит в организации движения. Сколько неправильных и не логичных действий совершают водители. Сколько ситуаций возникает только из-за того, что водитель не понимает поведение своего автомобиля.

Если мы решили управлять автомобилем, мы обязаны  постоянно совершенствовать свои навыки! Учиться всегда есть чему. И никогда не думайте, что уже всему научились. Не переоценивайте себя.

Стоимость обучения может колебаться. Но не очень  сильно. В нашей школе одно занятие  по активной контраварийной подготовке (120 мин) составляет 4000 р. Базовый курс – 3 индивидуальных занятия по два часа. За это время мы стараемся дать человеку все новые для него знания. Обычно ученики продолжают заниматься дальше, для отработки навыков.

Индивидуальные  занятия более эффективны, нежели групповые. Мы можем кропотливо объяснять  все нюансы один на один с учеником. Но можем и оставить его одного (под присмотром со стороны). В групповых  занятиях такое обучение невозможно.

Годами отработалось время – 120 минут. Меньше – мало, больше – человек начинает уставать и больше ошибаться.

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика