Мальчики-закладчики. Как несовершенно­летних вербуют в наркокурьеры

Студент искал работу на лето, в итоге заработал 10 лет отсидки, так как оказался наркокурьером – нередкая уже история

Фото: Андрей Струнин

Студент искал работу на лето, в итоге заработал 10 лет отсидки – нередкая уже история. Сомнительные конторы предлагают высокий доход и непыльный труд по доставке товара. Но забывают упомянуть, что каждый день придется совершать по несколько особо тяжких преступлений с сфере наркотрафика.

Под наркотой на велосипеде

Недавно меня попросили стать понятым при обыске подозрительного гражданина. Молодой мужчина гнал ночью на велосипеде посреди дороги, чем и привлек внимание полицейского патруля. Суженные зрачки, коробочка с порошком в кармане, которую он, кстати, достал сам, подтвердили подозрения. Это был не маргинал – мужчина работал айтишником в солидной компании: дорогой велосипед, подстриженная бородка, дома жена и двое детей. Просто такое было хобби – после работы закинуться метамфетамином и погонять по ночной Москве. Было – потому что на кармане оказалось больше одного грамма, а именно с этой отметки хранение большинства видов наркотиков подпадает под уголовную статью. Полицейские предложили велосипедисту сотрудничать, то есть сдать дилера, чтобы избежать посадки.

– Я бы и рад, но никого не знаю. Никого не видел, общался с магазином в телеграме. Купил в интернете за биткоины. Нашел на улице по ориентирам, откопал и забрал. 

«Бесконтактный способ сбыта наркотиков» (полицейский термин) существует уже восемь лет. 

– Интернет давно стал главной площадкой для наркодилеров, – говорит член реабилитационного Фонда имени Андрея Рылькова, юрист Алексей Курманаевский. – Люди все реже приобретают наркотики с рук. Сначала вся координация в сфере наркопотребления происходила через скайп, потом стал популярен даркнет (анонимный сегмент интернета. – Ред.). Тогда и появилась технология закладок.

Двигатель этого бизнеса – неиссякаемый поток курьеров. Только в этом году по наркотической 228-й статье было вынесено 38 тысяч приговоров. Часть из них по ст. 228.1, ч. 2, п. 6 – сбыт с помощью информационно-телекоммуникационных сетей (от 5 до 12 лет лишения свободы).

Наркоиерархия:

 

  • 1. Производитель
  • 2. Перевозчик
  • 3. Ответственный за склад
  • 4. Закладчик

«17 лет? Нам подходит»

«Требуется курьер. Свободный график. Можно без опыта. З/п от 60.000 в неделю» – такими заманчивыми вакансиями полны интернет, соцсети, оклеены стены домов. Сообщения с таким текстом могут приходить по электронной почте или в СМС.

«Работа простая, можно совмещать с учебой», – завлекает студентов другой сайт. 

Корреспондент «Собеседника» решил откликнуться на объявление, представившись юношей 17 лет. 

– Возраст подходит, – сказал рекрутер на том конце телеграм-канала с женским именем и завлекающей грудастой брюнеткой на аватарке. – Схема такая: получаешь товар и разбрасываешь его, гуляя по городу и находя укромные места. Как только определился с местом – прячешь, потом уходишь. Пишешь, где спрятал, описывая место. Никаких личных встреч и передач из рук в руки.

Как выяснилось при общении, работа не такая уж и денежная. 300–350 рублей за одну закладку. То есть, чтобы получать 60 тысяч в неделю, надо доставлять товар в 28 точек в день – объем, нереальный даже для разносчика пиццы. При этом каждая доставка стоимостью в 300 рублей грозит сроком – 10 лет лишения свободы.

Для того чтобы начать работать, предлагают пройти обучение. На первое время нужно внести залог в 3000 рублей, который предлагается отбить с первой зарплаты. Это «страховка» на случай, если закладчик окажется наркоманом и сам употребит весь товар, не донеся до клиента. 

– К ним попадают даже школьники, – говорит лидер движения «Антидилер» Дмитрий Носов. 

– Возраст уголовной ответственности по делам, связанным с наркотиками, наступает с 16 лет, в некоторых случаях – с 14. Условные 13-летние школьники не подлежат уголовной ответственности. Наркотический бизнес привлекает их под этим самым предлогом: мол, вам ничего не будет, – объясняет адвокат Ирина Хрунова, специализирующаяся на делах о наркотиках. – Но важно понимать, что уголовная ответственность наступает не в тот момент, когда человек притрагивается к наркотикам, а гораздо раньше. Согласно 30-й статье УК РФ, достаточно только приготовления к преступлению – например факта договоренности с тем же дилером. 

Однако опасаться юным курьерам стоит не только закона, но и своих коллег.

«Уважаемые пользователи. Орудует группа отморозков. Они устраиваются в магазины и избивают оптовых покупателей на закладках» – такое сообщение сейчас висит на главной странице крупнейшего магазина наркотиков в интернете.

Русская «Г...а» 

На сайт, название которого отсылает к мифическому животному, трудно зайти с первого раза. Он подтормаживает – то ли от наплыва посетителей, то ли от того, что использует инструменты шифрования для анонимности. 

Тут полный ассортимент: стимуляторы, психоделики, опиаты... В общем, все – от травы до героина. На главной странице вывешен актуальный курс биткоина – основного платежного средства, отследить финансовый след которого практически невозможно.

Роскомнадзор просто не успевает реагировать на портал, который то и дело меняет адреса.

В июне 2019 года один из тематических телеграм-каналов подсчитал, что на этой площадке работает около 3270 магазинов.

По данным издания «Проект», русскоязычная «Г...а» – крупнейшая интернет-точка наркоторговли в мире.

У виртуального рынка наркотиков есть свой юридический отдел для решения проблем с полицией, служба медпомощи для тех, кто «передознулся», и даже реклама на ютубе и в инстаграме. Есть и раздел с отзывами.

Здесь можно купить не только наркотики. Хакерские услуги, поддельные документы и даже фальшивые деньги (4000 рублей за две нарисованные купюры по 5000). Липовые ксивы и ден-знаки также распространяются курьерами. 

Голунова тоже пытались сделать закладчиком 

Сутулый человек в черном капюшоне трется во дворе, снимая что-то на телефон и делая вид, что долго ищет упавшие ключи. Этот образ типичного закладчика несколько устарел. 

Тем, кто хочет пресечь наркоторговлю у себя под боком, стоит приглядываться и к чужакам в подъезде – в интернете давно распространяется база кодов от домофонов. 

Безопасными от закладчиков считаются территории возле полицейских участков, от которых наркокурьеры держатся подальше. Чаще всего товар прячут в землю в лесном массиве, прикапывая сверху, или крепят магнитом к металлу, например, на какой-нибудь свалке. 

На одном из тематических сайтов можно встретить даже компетентный разбор дела журналиста Ивана Голунова.

«Согласно протоколу досмотра, у него нашли «пять свертков, обмотанные изолентой зеленого цвета с веществом внутри». Это стандартные, готовые к рассовыванию по укромным местам закладки. Цветная изолента, собственно, нужна для того, чтобы сверток было проще найти в земле. При этом версия такова, что Голунов якобы занимался сбытом веществ в ночных клубах, то есть из рук в руки», – пишут бывалые. 

– Кладмены, или минеры, как их еще называют, – это расходный материал в преступной схеме, – объясняет лидер движения «Антидилер». – Их сажают тысячами по всей стране. Работает такой курьер недолго – месяц, три, полгода максимум. Часто сами же организаторы подпольных магазинов сдают их полиции.

Дебет-кредит

Спорт или наркотики?

Мы решили сравнить посещаемость сайтов самого крупного магазина наркотиков и самого крупного магазина спортивных товаров. Оказалось, что наркосайт посещают на 145 тысяч человек в месяц больше, чем спортмаг. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2019 под заголовком «Мальчики-закладчики».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика