Шито-крыто на "Авито". Как обманывают на самом популярном сайте объявлений

Зампред правления Сбербанка назвал «Авито» основной площадкой кибермошенников. Как не пополнить список пострадавших?

Фото: Shutterstock

За прошлый год МВД зафиксировало свыше 200 тысяч интернет-преступлений – с 2017 года показатель вырос более чем в два раза. Эксперты считают, что большинство из них приходится на сайт интернет-продаж «Авито».

Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов назвал «Авито» основной площадкой кибермошенников. Разбираемся, как не пополнить список пострадавших.

Товар из ульяновской зоны

Человек договорился оплатить, скажем, кофеварку по интернету, отправил предоплату, которую попросил продавец, а товар не пришел. Классика. Для того чтобы бороться с нечестными продавцами, сайт «Авито» в конце прошлого года запустил систему рейтинга и отзывов. Но что делать, если мошенниками оказываются не продавцы, а покупатели? Таких случаев все больше.

«Пытался продать запчасть. Кинул «покупатель» Алексей Буреев. Вот его телефон». На форумах с отзывами гражданин Буреев, разводящий всех на деньги, уже стал легендарной личностью – на него написаны десятки жалоб.

Одной из жертв стал инженер Василий, который выставил на «Авито» запчасти для автомобиля на сумму более 100 тысяч рублей. Перезвонил мужчина по имени Алексей, сказал, что готов принять товар в Ульяновске, и попросил данные карты для перевода денег. Правда, есть нюанс: поскольку он является вип-клиентом банка, оттуда могут перезвонить и попросить подтвердить перевод. Скоро Василий получил входящий с номера +7 800 555-02-55 (он почти совпадает с номером справочной вип-сервиса «Сбербанк Премьер»). «Банкиры» задали два-три уточняющих вопроса и попросили назвать код, который пришел в СМС. Василий забыл, что его нельзя передавать даже сотрудникам банка… 

Сразу после этого на телефон посыпались уведомления: «регистрация Сбербанк-онлайн», «списание со счета на карту», «2300 рублей переведено на мобильный номер», «с карты переведено 29.000 рублей на другой счет». Прежде чем удалось заблокировать карту, Василий потерял более 30 тысяч.

Товар, на который откликается человек с фамилией Буреев, не имеет значения. Первая жалоба на него появилась в конце 2017 года при попытке продажи парфюма. Главное – внушительная сумма, оправдывающая «проверку из банка». 

Возмущенные пользователи спрашивают: «Если всем известны данные мошенника, почему он еще не сидит?» 

Вопрос справедливый, но запоздалый. Сидит, и давно. Согласно информации на странице Ленинского районного суда Ульяновска, Алексей Буреев был осужден в 2013 году по ст. 159 ч. 4 – мошенничество, совершенное организованной группой. Выйдет он только в конце этого года. Осталось недолго. А пока Буреев или тот, кто завладел его документами, продолжает мошенничать.

Невесты из Луганска

«Написала девушка из Луганска, пожелала купить туфли за 39.000 рублей, даже без торга. В процессе выяснилось, что в Луганске никакие способы оплаты невозможны: «Киев запретил», и между делом: «Муж говорит попробовать оплатить через «Киви», – рассказывает одна из обманутых. 

Тонкость в том, что для получения денежного перевода через «Киви» или «Яндекс» якобы надо иметь на счете 10% от стоимости «для конвертации гривны в рубли» (на самом деле  это неправда). Как правило, получается от 1500 до 10.000  рублей в зависимости от цены выложенного товара. Покупатель обещает вернуть эту сумму вместе с переводом. Вскоре после пополнения приходит счет, но при оплате деньги уходят вовсе не на комиссию, а поступают на счет мошенницы «из Луганска». Мошенники, которые используют этот способ, работают исключительно по девушкам. Им интересны объявления о продаже свадебных платьев, туфель, украшений. Общение всегда идет от женского лица. Однако попытки вывести мошенниц на чистую воду, как правило, заканчиваются брутальным: «Иди на ...»

– Огромное количество реально совершенных преступлений остается за бортом, и их никто не учитывает. Пострадавшие находятся в потерянном состоянии, не зная, куда именно идти с заявлением о преступлении. Поэтому множество фактов компьютерных взломов, хищения средств и информации остается вне учета и не попадает в общую статистику, – объясняет главный юрист общественной организации «РосКомСвобода» Саркис Дарбинян.

Блокировка и шантаж

Айфон – самый популярный гаджет не только у знаменитостей из шоубизнеса и инстаграма, но и на рынке б/у товаров. На «Авито» у iPhone на 100 тысяч больше предложений, чем у нейтрального «смартфона», под которым может подразумеваться любая другая фирма. Специально для этого гаджета существует и отдельный тип развода.

«Понравился ваш телефон, но я переживаю по поводу входа в iCloud (интернет-сервис, через который можно получить доступ к настройкам телефона. – Ред.). У предыдущих продавцов выскакивала ошибка. Попробуете зайти со своего телефона по моим данным!»

В тот момент, когда это происходит, мошенник получает возможность с другого устройства поменять пароль и заблокировать телефон, выведя на экран что-то вроде: «2500 рублей за разблокировку».

Проблема решается звонком на горячую линию iPhone, но процесс восстановления доступа может отнять несколько дней. Для пресечения таких действий в дальнейшем можно обратиться в полицию. Подобная деятельность наказуема по статье 159 УК РФ («Мошенничество»). Однако, по словам экспертов, далеко не всегда.

– Часто следствие заходит в тупик при расследовании таких преступлений. Ведь отсутствуют как таковые место преступления (в классическом понимании этого термина) и отлаженные механизмы реагирования, – говорит Саркис Дарбинян. – Зачастую следственные органы пытаются скинуть с себя подобные дела и отказать в возбуждении, чтобы еще одно дело не портило показатели по раскрываемости.

Не стать жертвой преступления в интернете не так трудно. Надо просто выйти из виртуальной сети. Лучше всего встретиться с продавцом лично и передать деньги/товар из рук в руки. К сожалению, и этот способ не страхует от неприятных случаев. Сервис «Авито» рекомендует встречаться в безопасных людных местах, но это уже совсем другая тема.

Буква закона

Потребитель без защиты

При покупке товара с рук у физического лица закон «О защите прав потребителей» не применяется. Но применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Возвратить товар и получить обратно свои деньги можно только через суд. Доказательствами могут служить: объявление, детализация звонков с телефона (потребуется запрос у оператора), в некоторых случаях – заключение экспертизы, что купленный товар не соответствует требованиям. 

Как еще разводят покупателей?

Заплати за вакансию

Обманщики предлагают платное участие в конкурсе на должность, приобретение пропуска, оплату учебных материалов и прочее. Помните, что честный работодатель не берет денег за возможность устроиться.

Плати вперед

Самая частая практика – вынудить заплатить за несуществующий товар. Оплату вперед мошенники объясняют срочностью продажи, невозможностью встретиться лично или занятостью продавца. Очень часто эта схема используется при продаже автомобилей.

Отправь СМС

Приходит сообщение, вроде бы от имени «Авито», с предложением отправить текст на короткий номер, чтобы посмотреть отклики по объявлению. При отправке со счета может быть списано до 1000 рублей.

Поселись в занятой квартире

После звонка по объявлению поступает предложение оплатить услугу по подбору жилья – от 2000 рублей до стоимости аренды за месяц. В дальнейшем окажется, что нужная квартира уже сдана, в наличии только более дорогие варианты. Это в лучшем случае. В худшем – после получения денег мошенники будут отказываться от встреч под различными предлогами или перестанут выходить на связь. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2019 под заголовком «Шито-крыто на "Авито"».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика