Рецидивистка поневоле. На жительницу Москвы повесили судимость подруги детства

Москвичка по чужим злому умыслу и халатности загремела в базу данных о судимостях – и теперь не может из нее выбраться

Фото: Два года Ирина пытается доказать, что она не воровка // фото: Александр Шпаковский

Москвичка по чужим злому умыслу и халатности загремела в базу данных о судимостях – и теперь не может из нее выбраться.

В жизни Ирина Исаева никогда не совершала преступлений, но на бумаге она судимая. В информационную базу данных МВД о судимостях она попала «благодаря» знакомой, которая представилась следователю ее именем. Теперь Ирина не знает, как избавиться от клейма. 

«Больше в тюрьму ни за что не вернусь» 

Удивительная российская действительность рядом. На этот раз для «Особого случая» не пришлось ехать в командировку или звонить в другой регион. В абсурдную ситуацию, достойную пера Гоголя, попала фоторедактор «Собеседника» Ирина Исаева. Мы в газете знаем, что Ира и мухи не обидит, но по документам она – рецидивистка, грабительница и воровка. 

Эта запутанная история началась в начале двухтысячных, когда к ней в гости нагрянула подруга детства Ирина Золина. 

– Мы с ней из одного двора, дружили еще с тех пор, как наши мамы нас в колясках возили, – рассказывает Ирина Исаева. – Папа у нее пил, она сама приворовывала. Мы с подругами думали, что у нее это с возрастом пройдет. Я с ней общалась до конца девяностых, пока не переехала к мужу, а она куда-то пропала. 

Когда на пороге квартиры нашей Ирины появилась подруга детства с кавалером подозрительной внешности, она удивилась. Муж Иры предложил компании пообщаться на улице: в незнакомом мужчине он определил неоднократно судимого. 

– Мы разговаривали во дворе, – вспоминает Ирина. – Я рассказала ей, что замужем, есть ребенок, работаю в СМИ, показала наш джип. Она разревелась и говорит: «А я сидела в тюрьме, но больше туда ни за что не вернусь». Я теперь понимаю, что задела Иру: своей успешностью на фоне ее злоключений и тем, что не пригласила в дом. 

Больше подруги, ставшие чужими друг другу, не встречались. Но Ирине Исаевой стали поступать на телефон странные звонки из полиции. Ей несколько раз звонили и говорили, что она совершила правонарушение в таком-то районе и должна прийти в отдел МВД дать показания. Тогда ей это казалось глупым недоразумением. 

«Они совместили и мои, и ее данные» 

В 2009 году Ирине Исаевой пришло письмо из СИЗО №6 УФСИН г. Москвы, что на ее лицевом счете лежит 431 рубль 43 копейки и она должна их получить. Она приехала в СИЗО разобраться, что происходит. 

– Мне вызвали какого-то начальника, который сказал, что приговора суда или уголовного дела у них нет, они не хранят такие данные. Знают только, что приговор выносил Никулинский суд Москвы, – рассказывает Ирина. – Но, мол, если я не сидела, то мне не о чем беспокоиться. Ту бумажку с начислениями я сохранила и забыла. 

О поездке в СИЗО и визите Золиной Ирина вспомнила в 2017 году. До этого она не раз обращалась в банки за кредитом, но ей не одобряли даже небольшие суммы. Два года назад она решила проверить свои догадки и взяла в МФЦ справку о наличии/отсутствии судимости, которую выдает информационный центр МВД на Петровке, и чуть не поседела. По документу она проходила как Исаева (Кузьмичева, Золина) Ирина Ивановна (Дмитриевна). 

– Они в одной справке совместили и мои, и ее данные! – возмущается «рецидивистка». 

По справке Ирина Ивановна Исаева (по первому мужу Кузьмичева), она же Ирина Дмитриевна Золина, дважды была судима – за грабеж и воровство – и неоднократно подвергалась уголовному преследованию. В этот момент в голове «преступницы» сложилась картинка, как она дошла до жизни такой криминальной. 

– Когда Золину в очередной раз задержали, она представилась мной, – говорит Исаева. – Это, с одной стороны, было ее местью мне. С другой – она как ранее судимая пыталась избежать ответственности, рассчитывала получить под моим незапятнанным именем минимальный или условный срок. 

 

Идентификация Исаевой

Как Золиной удавалось себя выдавать за Исаеву на следствии, в суде и на зоне – вопрос интересный. Ирина ознакомилась в Никулинском районном суде с уголовным делом, заведенным на ее имя, и может на него ответить однозначно: налицо обычная халатность.

Ирину Золину задержали при попытке грабежа. У торгового центра она толкнула женщину и вырвала у нее восемь пар новых перчаток по 100 рублей. Золина представилась полицейским Исаевой, назвала ее адрес прописки и дату рождения и заявила, что потеряла паспорт. Для идентификации личности следователь Федорова Е. В. запросила в паспортном столе форму №1 с фотографией Ирины Исаевой. 

– Мы с Золиной совершенно не похожи, – говорит Ирина. – Она светловолосая, высокая. У меня темные волосы и рост ниже 170 сантиметров, указанных в деле. Фотография, которую прислали следователю, плохого качества, на ней невозможно разглядеть лицо, но у следователя, а потом и у судьи не возникло вопросов. 

Под судимость Ирину Исаеву (на фото справа) подставила Ирина Золина (на фото слева)
// фото: личный архив

Судя по всему, следователь не брала отпечатки пальцев у Золиной и не пробивала ее на предмет судимости. В уголовном деле написано «не судима». За восемь пар дешевых перчаток лже-Исаевой дали два года и отправили в колонию. И кто-то еще говорит, что в России не сажают за батон или мешок картошки!

Непонятно только, почему в колонии ни у кого не возникло вопросов по поводу личности Ирины Золиной. К ней на свидания приезжала мать – Тамара Золина, а у фоторедактора «Собеседника» маму зовут Валентина Исаева. Спросить Золину уже нельзя, она умерла год назад. Женщина вела разгульный образ жизни. 

В попытке реабилитировать свое честное имя и избавиться от клейма судимости Исаева обращалась в Следственный комитет, прокуратуру, в полицию, в комитет по правам человека. Единственные, кто проявил интерес – правозащитники. В силовых структурах ей отвечали отписками и отсылали в отдел МВД по району Тропарево-Никулино, в котором занимались уголовным делом Золиной. Следователь Федорова там уже не работает. Судья Ливенцева, которая выносила приговор, Исаеву просто не приняла. 

Сейчас делом Ирины занимается следователь отдела МВД по району Тропарево-Никулино. Он уже взял у нее отпечатки пальцев, их должны сравнить с отпечатками Золиной. Но уверенности, что все разрешится, нет. 

– Я не знаю, к кому еще обращаться, как быть. У меня судимость, я не могу ее снять, и никто не виноват, – говорит Ирина Исаева. 

До дела Исаевой никому нет дела

Мнение юриста 

Кто все-таки виноват в том, что Ирина Исаева стала «рецидивисткой», и как потерпевшему действовать в такой неординарной ситуации, объясняет адвокат Игорь Смирнов: 

– Спросить можно и нужно с тех лиц, которые в силу должностных обязанностей должны проверять личность привлекаемого к уголовной ответственности, то есть со следователя, даже если он уже не работает в системе. Заявление нужно писать в Следственный комитет, потому что это его подследственность – нарушение должностных полномочий сотрудниками МВД. Судимость устанавливается приговором суда. Ирине Исаевой нужно обжаловать данный приговор, так как в нем указаны ее данные, ее личность. И это никому не интересно, кроме ее самой. Кроме того, ни прокуратура, ни МВД не могут требовать от ее имени компенсации морального вреда. Случай редкий, но иногда такое бывает. 

Чем грозит судимость

Ирине Исаевой банки отказывали в кредитах. Но это не единственные последствия, которые может иметь судимость. 

Судимый человек не может занимать должности в правоохранительных органах и органах власти. Не может быть избранным в органы государственного управления. Но еще большее значение имеют косвенные последствия. Судимому могут отказать в устройстве на работу, выдаче заграничной визы, регистрации брака с иностранным гражданином. 

– У меня была ситуация, когда при устройстве на работу в солидную компанию после заполнения анкеты мне было отказано, – говорит Ирина. – Теперь я понимаю, что служба безопасности могла меня проверить и дать отрицательные рекомендации. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2019 под заголовком «Рецидивистка поневоле».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика