Силовые приемы Тарасова. Как великий тренер заставлял игроков становиться чемпионами

Анатолий Тарасов почти всегда был «номером вторым». Но именно он отвечал за тренировочный процесс, воспитание хоккеистов

Фото: Анатолий Тарасов дает наставления игрокам сборной СССР по хоккею (1970 год) // фото: Александр Макаров / РИА Новости

В конце прошлого года отмечался 100-летний юбилей Анатолия Тарасова. В честь легендарного тренера напротив Ледового дворца ЦСКА установили бронзовую скульптуру: суровый взгляд, одна рука опирается на костыль, другая отведена в сторону. А самый первый мемориал хоккейного гения появился еще 44 года назад. Но не в России, а в Канаде.

Рукописный портрет Анатолия Тарасова в Зале хоккейной славы в Торонто украшает надпись: «Мир должен быть благодарен России за то, что она подарила ему Тарасова». А, кстати, почему именно Тарасова? Старшим тренером сборной СССР, которая выиграла с 1963 по 1972 год абсолютно все Олимпиады и чемпионаты мира, был Аркадий Чернышев. В Канаду на знаменитую Суперсерию против профессионалов команду повез Всеволод Бобров. 

Не считая периода 1957–1961 годов, Тарасов в сборной всегда был номером вторым. Но именно он отвечал за тренировочный процесс, воспитание хоккеистов и вел их к п­обедам. 

Бодался с властями

Для признания заслуг при СССР и установки бюста на Аллее славы ЦСКА в то время ему не хватило формальной причины – высшей награды – ордена Ленина. Тарасову орден обещали, но награда уплыла из рук после опалы в 1972 году. По мнению жены Тарасова, Нины Григорьевны, причиной стала победа над Чехо­словакией в финале Олимпиады в Саппоро. В советском руководстве намекнули, что хорошо бы оформить ничью с товарищами из соцлагеря, чтобы те обошли американцев. Но игра закончилась со счетом 5:2 в пользу СССР. Тренер принципиально бросил на лед главные силы.

Не забылся к тому времени и эпизод 1969 года, когда Тарасов из-за незасчитанной шайбы увел команду ЦСКА в раздевалку, заставив Брежнева полчаса ждать в правительственной ложе продолжения матча.

– Папа вообще никогда не чувствовал, что страна его поддерживает и будет им гордиться. Во всяком случае, последние 20 лет его жизни. Я счастлива, что мне удалось до этого дожить, что его вспоминают, – говорит его дочь, заслуженный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова.

Гонял игроков до седьмого пота

Одна из самых известных сцен фильма «Легенда №17» – «прописка» в команде Валерия Харламова. Нападающий стоит в воротах, а остальные игроки, не жалея, закидывают его шайбами по приказу Тарасова. Это не выдумка, когда-то такому испытанию подвергли молодого форварда Александра Смолина. 

– Тарасов мог называть нас и «полуфабрикатом», и «шкетом» – это его обычные обращения к молодым игрокам, – вспоминает Владислав Третьяк.

Непросто приходилось и Борису Михайлову, который был обязан всегда находиться в самой гуще – у ворот соперника. 

– В какой-то момент надоело получать постоянные ссадины и переломы, и я стал смещаться чуть ближе к углу площадки, – рассказывает сам хоккеист. – Тарасов меня вызывает и говорит: «Жалко, Михайлова-хоккеиста на пятачке я знаю, а Михайлова-хоккеиста в углах – не знаю. Идите думайте». В следующей игре я вернулся на пятачок. У него к игрокам было огромное количество требований. Но когда я уже сам стал тренером, понял, что это было не­обходимо. 

Олимпийский чемпион Александр Гусев вспоминал, как в 1968 году к­оманда поймала Тарасова «на слабо», когда тот заставлял игроков прыгать в бассейн с 10-метровой вышки. Тренер вызов принял и прыгнул вниз прямо в одежде – отбил живот, но виду, что больно, не показал. 

Владислав Третьяк и Анатолий Тарасов в 1972 году
// фото: Виктор Будан / ИТАР-ТАСС

Позднего Тарасова часто обвиняют в том, что он переписывал историю: много говорил о себе и мало – о тех, с кем начинал создавать русский хоккей. 

Книг о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем спорта Тарасов издал больше десятка. Писать обзоры в газетах начал, еще будучи игроком, причем на страницах вел себя еще жестче, чем на льду.

«Всякая система игры, построенная на индивидуальных принципах, в нашем спорте обречена на неудачу», – разносил он на страницах «Советского спорта» в 1947 году «Спартак», где играл его родной брат Юрий Тарасов.

В 1977-м отправился спецкором от ТАСС в Вену на чемпионат мира, где от него сильно досталось нашей сборной по хоккею, упустившей золотые медали. В 1988-м критиковал национальную к­оманду уже по телевидению, комментируя матчи вместе с Владимиром Перетурины­м. 

По словам жены Тихонова, как-то раз Тарасов в некрасивой форме выгнал Виктора Васильевича со своей тренировки – тот любил прийти понаблюдать за работой коллег. Отношения между ними были остро негативными.

Муштровал детей

В 53 года Тарасов, оставшийся без тренерской работы, смог полностью посвятить себя собственному изобретению – детскому турниру «Золотая шайба».  

Сейчас в турнире выступают около 3500 детей от 10 до 15 лет. Но это уже воспитанники спортшкол, а не дворовые ребята, которых Тарасов в полседьмого утра выгонял на зарядку. 

Анатолий Тарасов проводит тренировку с юными спортсменами клуба "Золотая шайба". Киев, 1984 год // фото: Игорь Костин / РИА Новости

Есть кадры хроники, на которых он, передвигаясь на костылях, руководит занятием со льда: «Что за кислые физиономии? Молодой человек, вами я недоволе­н».

Именно за страстность в спортивной педагогике Тарасова и ценят во всем мире.

– Его ввели в Зал славы Торонто, где он остается единственным российским тренером, не из-за количества побед и медалей. В первую очередь оценили вклад в развитие хоккея, в тренировочный процесс, – считает внук Алексей Тарасов. – Уходя с тренировки, он продолжал заниматься хоккеем, писать, придумывать новые упражнения.

Шесть жестких упражнений тренера

  • Заставлял хоккеистов повторять движения танцевального ансамбля Александрова, но со штангой на плечах.
  • Придумал упражнение «Бей канадца» – игроки с разбегу бьются плечом в дерево.
  • Ввел в тренировочный процесс приседания на одной ноге с 40-килограммовым грузом.
  • Кидал в бассейн клюшки и мяч, чтобы хоккеисты играли в подобие водного поло. Также были хоккейный футбол и баскетбол – с силовыми приемами.
  • Забирал клюшки у защитников и посылал их накрывать шайбы телом.
  • Требовал, чтобы каждый вратарь постоянно, 24 часа в сутки носил с собой теннисный мячик и при любой возможности бросал его о стену и ловил. Позже к плавкам вратарей стали пришивать специальные карманы, чтобы они держали при себе мячик даже во время купания.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика