Генри Резник: Не вижу Алексеевой замены

Адвокат Генри Резник вспоминает о том, как правозащитница Людмила Алексеева возглавила Хельсинкскую группу и спасала людей

Фото: Людмила Алексеева // фото: Антон Белицкий / Global Look Press

Я был одним из 8 человек, воссоздавших Хельсинкскую группу в 1989-м. Меня пригласил туда Лев Михайлович Тимофеев. А Людмила Михайловна тогда еще была в США, она вернулась в 1993-м.

Когда она приехала, мы собрались и решили: группа должна работать более активно, надо расширять свое влияние и значение... Она активно включилась в работу, и в 1996-м мы предложили Алексеевой возглавить группу, так как увидели в ней сочетание всех тех качеств, которыми каждый из нас в отдельности, увы, не обладал. Это мужество, настойчивость в достижении поставленных целей, преданность правозащитному движению, ум, толерантность, способность учитывать разные точки зрения, вырабатывать компромиссную позицию. Мы увидели в ней и бесспорный организаторский талант.

Алексеева проводила громадную работу: учебную, просветительскую, вовлекала новых людей, находила средства... У нас появились отделения в регионах, МХГ стала проводить мощные конференции, симпозиумы, мониторинг нарушений закона... Даже опросы проводились по наиболее искрящим проблемам. Хельсинкская группа начала звучать. И все это – заслуга Людмилы Михайловны.

Я всегда восхищался ее непреклонностью и настойчивостью. Это касалось спасения конкретных людей, подвергшихся необоснованному преследованию. Трудно подсчитать, сколько таких людей были освобождены из тюрем благодаря участию Алексеевой – условно-досрочным, пересмотром приговоров... А ведь за каждым именем – целая судьба.

У нее был дар убеждать людей. Она очень хорошо умела слушать и – слышать. Умела вести диалог со всеми. И в ней не было агрессивности. Никогда она не была во власти ненависти, злобности. Конечно, все это очень притягивало к ней людей.

Людмила Михайловна прожила долгую жизнь. И как человек была очень привлекательная. Чудесный собеседник, очень компанейская натура, так искренне радовалась общению, любила посиделки за большим столом...

Жила она одна, по хозяйству ей помогала семейная пара, очень симпатичные люди. Один из ее сыновей – профессор, живет в США. В 2016-м, когда мы праздновали 40-летие Хельсинкской группы, он приезжал, я сидел рядом с ним – седой уже мужчина...

Она долго болела и уже год редко куда выезжала, поэтому заседания МХГ мы проводили у нее на квартире – на Арбате, неподалеку от памятника Булату Окуджаве. Последний раз это было не так уж и давно...

Это огромная потеря. Я не представляю, кто может заменить Алексееву в МХГ. Сейчас я ей не вижу замены. Мы привыкли жить с Людмилой Михайловной.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №48-2018 под заголовком «Не вижу Алексеевой замены».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика