Скандал c "приемной" "неадекватной" школьницей и патриотическое воспитание

«Ты адекватная? А родители твои? Ты приемная, что ли?» Учительница в Сахалинской области унижала девочку перед классом

Фото: стоп-кадр видео

«Ты адекватная? А родители твои? Ты приемная, что ли?» Учительница в Сахалинской области унижала девочку перед классом.

Поводом послужила дырка на одежде школьницы.

Это далеко не первый подобный случай. И далеко не худший — потому что вскоре учительница, по словам главы районо, «поняла, что дальше работать просто не сможет, публично извинилась перед ребенком и перед всем классом и сказала, что была не права», и уволилась сама.

Это видео наводит на мысль о том, какой должна быть главная задача образования (или, как теперь называется профильное министерство, просвещения) в России в обозримой перспективе. Может быть, набивать головы школьников фактическими знаниями в эпоху Интернета уже действительно не так необходимо. А вот что действительно необходимо — это воспитание. И не только патриотическое; хотя это еще как посмотреть.

Учитель может констатировать, что провалил свою задачу, не когда теряет лицо и срывается на ком-то так, как на видео. Педагогический провал очевиден, если так можно вести себя перед своими учениками — и не найдется никого, кто бы возразил и запротестовал (а на ролике из Холмска отдельные протестующие голоса раздаются).

Учитель может и должен обладать авторитетом, но на чем держится этот авторитет, если можно вести себя так, как на этих кадрах, и не утратить его? На чем он основан — на заслуженном уважении? Или на страхе, а отчасти — и на удовольствии от возможности присоединиться к травле? На чувстве безопасности, когда травят снова не тебя?

Дети, как известно, следуют не советам, а примерам. Каким же представлениям о том, как можно и правильно вести себя с другими людьми, они могут научиться у такого «авторитета», стоящего за учительской кафедрой? Вопрос о том, кто в ответе за воспитание — родители, учителя или абстрактная улица — всегда сводится к переваливанию с больной головы на здоровую. И конечно, будем справедливы, во «взрослой» иерархии более бесправных людей, чем учителя, еще поискать. Но до какой же степени тогда ни в грош ни ставят детей сами их воспитатели, населяющие нижнюю ступеньку лестницы Царя горы, если позволяют себе такое?

До тех пор, пока некому в классе — хоть первом, хоть одиннадцатом — будет одернуть человека за учительским столом, который отдувается и дрожит, как закипающий чайник, прожигает удавьим неотрывным взглядом поверх очков и смакует свои чеканные репризы, не приходится надеяться, что из этих школьников вырастет много взрослых, имеющих чувство собственного достоинства. Именно с него все начинается — и именно его недостаток заставляет людей мириться с чиновничьим чванством и коррупцией, с мракобесием и хамством и много чем еще, что в последнее (и не самое последнее) время стало в нашей стране повседневной реальностью.

Так что вот она идея для патриотического воспитания. Идея инновационная и, не спорю, непростая в реализации — зато совершенно бесплатная в разработке для государственной казны.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика