Новости дня

17 ноября, пятница























16 ноября, четверг






















Специфика закупки образовательных услуг по правилам закона о контрактной системе


 

Аксенов Владимир Ильич

заместитель генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональных связей Республики Татарстан», (г. Казань)

 

Закупки образовательных услуг достаточно специфичны, как с точки зрения выбора способа закупки, так и с точки зрения их качественного исполнения.

В каком сегменте номенклатурного перечня закупаемой продукции в соответствии с федеральным законом о контрактной системе №44-ФЗ располагается образовательная услуга?

Известно, что вся номенклатура закупаемой продукции условно делится на две группы – простая продукция и сложная продукция. Однако надо подчеркнуть, что, как и названия групп, так и граница, разделяющая их, достаточно условны, при этом процентное соотношение групп составляет (приблизительно, точного значения не существует) 80% для простой продукции и 20% для сложной.

Что же разделяет продукцию с точки зрения теории закупок? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к закону о контрактной системе. Во-первых, в части 2 статьи 59 сформулированы следующие требования к продукции, которую необходимо закупать с использованием аукциона в электронной форме:

– существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

– критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

По своей сути, вышеприведенные требования относятся к простой продукции, и по этой причине именно в соответствии с ними сформирован так называемый аукционный перечень продукции, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. №471-р. 

Во-вторых, аукционную продукцию запрещено закупать на конкурсе – в части 2 статьи 59 в качестве «допускаемых» данный способ отсутствует.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод – в качестве разрешенных конкурентных способов для закупок простой продукции можно использовать или аукцион в электронной форме, запрос котировок или запрос предложений.

Таким образом, аукционный перечень не содержит (по определению) видов продукции, которую можно отнести к «сложной». Чем же специфична сложная продукция с точки зрения закупочных правил? 

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, задумаемся над одним определением закона о контрактной системе, а именно, над формулировкой способа закупки – по закону это называется «способ определения поставщика», что действительно справедливо, поскольку по итогам конкурентной закупочной процедуры поставщик выявляется как ее победитель. Но здесь возникает вопрос: по какому соревновательному параметру побеждает участник, имея ввиду разные способы закупки? По правилам в аукционе и запросе котировок побеждает участник, предложивший наименьшую цену, а в конкурсе ситуация иная. Участник, кроме предложенной цены, должен посоревноваться и по другим критериям, установленным заказчиком, в том числе и квалификационным. Победитель определяется по оценке совокупности параметров. 

Таким образом, условно, можно утверждать, что аукцион и запрос котировок – это способы определения цены закупки, безусловно, по их итогам определяется и автор предложенной наименьшей цены, но на первое место логичнее поставить все-таки определение цены, а на второе – определение поставщика. А вот в случае с конкурсом ситуация обратная – на первом месте – определение поставщика, а цена – на второй позиции.

Подобный расклад действительно соответствует сути рассмотренных выше способов закупок, а также их использования – для сложной продукции использовать конкурс, а для простой продукции – аукцион или запрос котировок. Если следовать предложенной логике, то при закупках сложной продукции можно определять поставщика определенной, необходимой квалификации, а вот на аукционе или запросе котировок подобный вариант невозможен.

Образовательная услуга отсутствует в аукционном перечне. Однако в соответствии с частью 3 статьи 59 закона о контрактной системе для закупки данной услуги аукцион можно использовать, но допустимо использовать также и конкурс. Таким образом у заказчика есть выбор – или аукцион или конкурс. Конечно существует возможность закупить у единственного поставщика, но это в случае, если начальная цена закупки не превышает 100/400 тысяч рублей. Но для этого варианта отсутствует проблема исполнителя услуг, поскольку заказчик осуществляет его выбор в рамках неограниченных возможностей и представляется, что заказчик определит исполнителя соответствующей квалификации.

Таким образом, у заказчика существует выбор из двух конкурентных процедур – конкурс или аукцион. В этой ситуации заказчик должен осмыслить и понять, что он должен определить в результате закупочной процедуры – цену закупки или исполнителя услуг. Очевидно, что во многих случаях, если не во всех, заказчик должен применить конкурсную процедуру, то есть отдать приоритет квалификации исполнителя. Это понятно, поскольку образовательная услуга предъявляет ряд квалификационных и иных требований к участнику, без соблюдения которых практически невозможно качественное исполнение образовательной услуги. Например, наличие аттестованных преподавателей соответствующего образовательного профиля, методических пособий, иной специальной литературы, оборудованного мультимедийными средствами помещения на определенное количество мест, возможность создания условий для проведения практических занятий и т.д.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводам:

– образовательную услугу необходимо отнести к категории сложной продукции, поскольку требуется предъявление квалификационных требований;

– целесообразно применять для закупок образовательной услуги открытый конкурс, поскольку для данного способа существует возможность учета квалификационных и иных требований в критериях отбора исполнителей; применение же аукциона может привести к ситуации, когда победителем станет неквалифицированный исполнитель с неудовлетворительной перспективой исполнения обязательств по контракту.

 

Реклама

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания