"Наезд на православие". Как патриарх Кирилл теряет паству в Украине

Богослов Наталья Василевич рассказала, насколько правдиво заявление патриарха Кирилла об агрессии униатов в Украине

Фото: По словам патриарха Кирилла, униаты на Украине захватывают православные храмы // Global Look Press

Богослов Наталья Василевич рассказала, насколько правдиво заявление патриарха Кирилла об агрессии униатов в Украине.

Патриарх Кирилл, выступая на торжественном акте в храме Христа Спасителя по случаю своего 70-летия, заявил о том, что на Украине усилились «агрессивные нападки» на каноническое православие со стороны Украинской греко-католической церкви. По словам патриарха, униаты объединились с прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), ведут активную миссионерскую деятельность и пытаются отобрать церкви у Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Религиовед, богослов, директор белорусского культурно-просветительского центра «Экумена» Наталья Василевич в разговоре с Sobesednik.ru рассказала, что отношение к Украинской православной церкви Московского патриархата сильно изменилось после присоединения Россией Крыма и начала конфликта на Донбассе. «Если раньше отношение к Московскому патриархату в общем и целом в украинском обществе было нейтральное или положительное, то сейчас, как показывают социологические исследования, эта церковная структура очень серьезно теряет доверие среди граждан Украины», — сказала Василевич.

По ее словам, потеря доверия украинцев к Московскому патриархату связано с риторикой РПЦ в отношении происходящего на Украине. С одной стороны, священнослужители говорят, что не поддерживают военный конфликт, с другой — «высказывания ряда священнослужителей в поддержку [самопровозглашенных] Донецкой народной республики, Луганской народной республики, ее лидеров, ополченцев, они все-таки присутствуют и не могут быть незамеченными украинским обществом».

«И как показывают исследования, если раньше, до событий на Майдане, до событий на востоке Украины, большинство населения идентифицировало себя именно с Украинской православной церковью Московского патриархата, то сейчас эта ситуация начинает меняться», — говорит Василевич.

Богослов отметила, что сейчас, выбирая церковную юрисдикцию, люди исходят «из своих патриотических и моральных убеждений». «Вопрос каноничности, который раньше играл значительную роль, отходит на второй план по сравнению с другими критериями принадлежности к церковной юрисдикции, — объяснила Василевич. — И большое количество граждан, прихожан, идентифицируя себя как православных, начинают определять свою принадлежность либо как верующих Киевского патриархата, либо как верующих Украинской греко-католической церкви».

Религиовед уверена, что это касается как широких слоев населения, «несильно церковных людей, которые не всегда участвуют в жизни приходов», так и «священнослужителей, активных мирян и известных богословов».

«Например, в своем Facebook недавно Юрий Павлович Черноморец, известный украинский богослов, один из ключевых богословов, объявил о том, что еще в прошлом году ушел из церкви Московского патриархата и присоединился к Украинской греко-католической церкви, — рассказала Василевич. — Также священник Виталий Эйсмонт перешел в Киевский патриархат именно исходя из своих моральных соображений, потому что считал недопустимым для себя быть членом церкви страны-агрессора».

[:image:]

Василевич подчеркнула, что подобный переход, особенно если он массовый, не всегда проходит мирно. По ее словам, в одном приходе могут быть люди, настаивающие на переходе, и те, кто будет считать, что необходимо остаться в нынешней юрисдикции.

«Такие конфликты касаются перехода именно из Московского патриархата в Киевский патриархат. Я не слышала, чтобы такой массовый переход происходил в Украинскую греко-католическую церковь или чтобы переход был наоборот, разве что на оккупированных территориях», — отметила религиовед.

«Конечно, для патриарха Кирилла это может выглядеть как наезд на каноническое православие, — предположила Василевич. — Это не первое заявление о наезде униатов и католиков на каноническое православие, так говорили еще в начале кампании на Украине и в Крыму. Все случаи конфликтных ситуаций при переходе, конечно, подогреваются со стороны Московского патриархата, их пытаются представить как насильственные захваты храмов».

При этом религиовед отмечает, что разобраться в том, действительно ли захваты храмов происходят, довольно сложно. «Чаще всего, это одна сторона, которая выступает за Киевский патриархат, просто доминирует. И действительно, каким-то образом переходит храм [УПЦ МП] в её распоряжение», — сказала Василевич.

Она напомнила, что на государственном уровне есть ряд законов для урегулирования подобных ситуаций. «Например, часть общины одного храма хочет оставаться в одной юрисдикции, часть общины этого же храма хочет перейти в другую. В Украине по закону такие переходы были возможны, и часто государство пыталось сделать так, чтобы обе общины могли использовать храм. Например, создается расписание богослужений: с утра одна община пользуется храмом, после — вторая», — объяснила религиовед.

Василевич напомнила, что в Советском Союзе Украинская греко-католическая церковь была вне закона, Киевского патриархата не существовало и в Украине была только Московская православная церковь. «[Из-за этого сейчас] может выглядеть так, что Московский патриархат теряет свои приходы и считает это несправедливым. Однако люди, которые этот приход строили, считают, что они имеют право решать, какой церкви они будут принадлежать и, соответственно, какой церкви будет принадлежать их приход», — рассказала богослов.

Василевич также упомянула о похожей ситуации в 1990-х годах, «когда часть приходов, которые были насильственно присоединены к Московскому патриархату, вернулись в Унию». «Они [прихожане Унии] считали, что это торжество справедливости, а Московский патриархат, конечно, считал, что это, наоборот, такой рейдерский захват, — заявила религиовед. — Они не могли быть этим довольны, потому что довольно большое количество храмов таким образом ушло из Московского патриархата».

По ее словам, Украина заинтересована в двух вещах. «Во-первых, в том, чтобы религиозные организации, которые действуют на территории Украины, имели патриотическую позицию, были лояльны к существующему режиму и к государству вообще, — считает Василевич. — С другой стороны, они [украинские власти — прим. Sobesednik.ru] хотели бы, чтобы был межконфессиональный мир и согласие, потому что когда существуют такие конфликты, сложно управлять религиозной сферой».

Богослов отметила, что власти стараются поддерживать баланс между конфессиями, «но не всегда удачно, потому что украинская церковь — это огромное сообщество верующих, активных людей». Василевич также напомнила про законопроект, который рассматривается сейчас в Украине. «Они пытаются ограничить влияние Московской патриархии и вообще Украинской православной церкви Московского патриархата через то, чтобы поменять название и чтобы эта юрисдикция не имела право называться украинской, имея центр в стране, которая ведете агрессивную политику против украинского государства», — сказала Наталья Васильевич в разговоре с Sobesednik.ru.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика