Почему трагедия на Сямозере обречена повториться?

Какие системные болезни в организации детского отдыха вскрыла трагедия на карельском Сямозере, выяснял Sobesednik.ru

Фото: Отправляя детей на отдых в летний лагерь, все хотят надеяться на лучшее // Геннадий Хамелиянин / Global Look Press

Какие системные болезни в организации детского отдыха вскрыла трагедия на карельском Сямозере, выяснял Sobesednik.ru.

Лотерея

Казалось бы, отправляешь ребенка в лагерь — отдохнуть, загореть, весело время провести, а в итоге, выходит, ввязываешься в лотерею: пройдет ли смена без ЧП? И советов тут, как обезопасить свое чадо от возможных неприятностей, в сущности, нет.

Вот знакомая объявила: удалось купить путевку в летний лагерь своему 10-летнему сыну. Именно в тот, куда хотела и который в 10 минутах езды от их дачи. И это — буквально на следующий день после известия об утонувших детях в Карелии.

— Не боишься? — спрашиваю.

— Нет, — отвечает. — В этот лагерь трудно путевки достать, да и отзывы смотрела — все положительные.

Вот вам и вся методика «отсева». А что еще могут родители? Можно, конечно, посоветовать им приехать самим в лагерь посмотреть — что да как. Но много ли увидишь, особенно если смена еще не началась?

Еще один нюанс: покупать путевки далеко не всем по карману (та моя знакомая 45 тыс. руб. за смену в 21 день заплатила). А ведь бывает и так, как с Артемом Некрасовым, который погиб на Сямозере. Семья многодетная, у Артема — пять братьев и сестер. Путевку, как рассказывает его отец, дали «горящую» — ответ службе соцобеспечения надо было дать буквально за пару минут. Родители согласились — все-таки служба-то государственная, ей веры больше. Да и в путешествие ребенка отправить хотелось — когда он еще Карельские озера увидит. Вот и увидел...

Пятая четверть

Между тем тревожные известия постоянно идут из разных мест. Каждое лето мы слышим: где-то отравились дети, где-то ребенок покалечился, над кем-то устроили расправу сверстники... И каждый раз в ответ: взято под личный контроль (детского омбудсмена, губернатора или еще кого), начались массовые проверки лагерей по всей России...

Конечно, если смотреть статистику — сколько вообще лагерей в стране, сколько детей в них благополучно отдохнуло, беды покажутся редким явлением. Но ведь за каждым ЧП — ребенок, его здоровье, судьба, иногда даже жизнь. И снова приходит лето и все повторяется. Почему?

— Мы каждый раз будем искать виноватых, — уверен уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. — Конечно, они должны быть найдены и наказаны, кто спорит. Но главная проблема — в том, что у нас в принципе неправильно построена система детского отдыха. Летние каникулы в России самые длинные в мире. Но ни у кого из родителей нет такого длинного отпуска, а значит, нет возможности проводить с ребенком все лето. Значит, неизбежно придется искать другие решения проблемы. Понятие «пятая четверть» в таком разрезе приобретает совсем иной смысл.

Но если в системе образования все расписано до запятой — куда и как можно поехать с ребенком, скажем на школьную экскурсию, как он должен есть и вообще что можно, а что нельзя, то в системе организации детского отдыха общего свода нормативов нет. А ведь, по сути, в летнем лагере ребенка подстерегает гораздо больше опасностей, чем на школьной экскурсии. Но именно в этой сфере почему-то нет даже какого-то одного ведомства, которое бы отвечало за детей. Есть лишь разнообразные межведомственные комиссии. А ведь известно, что у семи нянек дитя без присмотра. И в этом порочность системы, — говорит Евгений Бунимович.

[:image:]

Вожатые на отдыхе

Воспринимать детский лагерь как часть образовательного процесса — по меньшей мере логично. Но почему-то власти не спешат сделать это. Хотя, казалось бы, чего проще: разработайте единые требования (для всей страны, а не по регионам, как сейчас): что и как должно быть устроено в детском лагере, чтобы он таковым был по сути, а не по названию. Но ограничиваются лишь проверками. Да и то — проверили до начала смены (каждое ведомство — свою сферу) и успокоились.

— А проверять надо постоянно, по нескольку раз за смену, и не потому, что ЧП произошло, — горячится Бунимович. — И еще немаловажный вопрос: откуда берут вожатых? В Москве есть курсы их подготовки, учебу оплачивает город. В других регионах, как правило, работают коммерческие курсы. Но нетрудно предположить, что раз человек заплатил за обучение 15–20 тысяч рублей, бумажку он получит в любом случае. Или набирают вожатых с первых курсов педучилищ без специальной подготовки. Какие из них воспитатели? К тому же в лагерях им стараются вообще не платить: есть где жить, кормят — чего еще? Да и места, где расположены такие учреждения, как правило, лучшие в регионе. Вот и воспринимает человек свою роль вожатого не как серьезную работу с детьми, а как вариант дешевого отдыха.

Конкурс вслепую

Как могло получиться, что парк-отель «Сямозеро», который имел столь многие нарушения еще в прошлом году, смог снова выиграть электронные торги? Или (поскольку детей туда отправляла служба соцобеспечения) выбирали что подешевле?

— В электронных торгах все анонимно. Заказчик не знакомится с теми, кто предлагает свои услуги, — уверяет Бунимович. — Система так устроена, что их просто ставят перед фактом, называя победителя. Хотя они, конечно, должны потом поехать и проверить, какие условия предлагает этот самый победитель. Так, например, было с одним лагерем в Абхазии — родители жаловались на условия проживания и питания детей. Теперь туда наши дети не ездят.

Вообще-то в другие регионы выезжают на отдых не только столичные дети. Каждый субъект Федерации принимает у себя детей из других мест и отправляет своих по всей территории России. И в постоянном режиме летать проверять все своими глазами не получается. Вот и предпочитают верить бумажкам.

— Этого можно избежать, если все места отдыха, работающие с детьми, будут лицензированы, — считает Бунимович. — И в своей работе следовать единым для России требованиям.

[:image:]

Запреты — побоку

У «Сямозера» не было права проводить экстремальные походы на озере. Отсюда — отсутствие сотрудников МЧС во время окончившегося бедой плавания, квалифицированных инструкторов...

— В образовательном процессе трудно найти учреждение, которое бы работало с детьми, не имея на то разрешения, — уверяет Бунимович. — А в системе детских лагерей это сплошь и рядом. И еще страшная новация — «вертушки». То есть лагерь рассчитан, скажем, на 150 человек, а приняты 200. «Неучтенные» должны где-то жить, чем-то питаться... Вот и выходит — приехали «законные» обитатели лагеря из похода, а их, холодных, промокших, усталых, отправляют в палатки или еще куда подальше, так как «неучтенные» пока заняли их места. Все это ради коммерческой выгоды. И все-таки, помимо всего этого — коммерции, отсутствия организации, квалификации — не могу понять, куда делось главное: личная педагогическая, просто человеческая ответственность взрослых за ребенка? Как можно было в том же «Сямозере» не забить тревогу, когда потеряли при шторме связь с детьми?!

Только цифры

По данным Минтруда РФ, в 2016 году планируется направить 8,36 млн детей в организации отдыха и оздоровления, в том числе 2,6 млн детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — это те, кто остался без попечения родителей, дети-инвалиды, из малоимущих семей и так далее. Каждый регион сам устанавливает перечень льготников, кому положена бесплатная путёвка в детский лагерь, и выделяет на эти цели собственные средства. Кроме того, из федерального бюджета будет выделено 4,6 млрд руб., что позволит организовать отдых еще более 200 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Хроника

2010 г.

июнь – в д/л «Чистые ключи» (Саратовская обл.) в бассейне утонул 12-летний ребенок. Еще 12 детей (воспитанники детдомов и дети из неблагополучных семей) сбежали из лагеря – условия были ужасающими: им даже не выдали постельное белье и дети спали на голых матрасах.

июль – в д/л «Азов» (Краснодарский край) утонули 6 школьников и воспитатель.

июль – в лагере отдыха «Саяны» (Иркутская обл.) отравились 12 детей и 1 взрослый.

2011 г.

июль – в д/л «Таежный» (Красноярский край) проник 40-летний мужчина и напал на детей.

август – в д/л «Сигнал» (Красноярский край) обнаружено, что группа 13-летних подростков целую неделю измывалась над 6-летним мальчиком (за то, что он младше их и из детдома), потом они изнасиловали его, засняв процесс на видео.

2012 г.

июнь – в д/л «Солнышко» (Саратовская обл.) 11-летний мальчик получил разрыв селезенки и другие увечья – был один на спортплощадке, залез на футбольные ворота, а они на него упали, так как не были закреплены.

2013 г.

июнь – 113 детей и 1 взрослый отравились в д/л «Таватуй» (Свердловская обл.).

август – в одном из д/л Анапы (Краснодарский край) девочки и мальчики 10–12 лет подвергли унизительной экзекуции сексуального характера 7-летнюю девочку, с которой не смогли найти общего языка. Истязания снимали на мобильные телефоны.

2015 г.

июнь – на загородной базе «Дом юного туриста» (Московская обл.) произошел взрыв газового баллона, предназначенного для разогрева пищи. Пострадали 8 подростков.

июнь – были обнаружены клещи в д/л под Сысертью (Свердловская обл.), лагерь эвакуировали. А рядом с д/л «Зарница» и «Чайка» была территория, которую заливало канализационными стоками.

август – двое детей – 6 и 8 лет – выпали из окна спального двухэтажного корпуса в д/л «Строитель» (Ивановская обл.). Оба в реанимации.

2016 г.

июнь – в д/л «Орленок» (Челябинская обл.) пьяные сотрудники лагеря (юрист и инспектор по технике безопасности) поздним вечером устроили стрельбу из травматики по детским корпусам. К счастью, никто не пострадал.

июнь – 46 детей получили отравление в д/л «Мечта» (Нижегородская обл.).

июнь – погибли 14 детей в парк-отеле «Сямозеро» (Карелия).

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика