18.03.2016

Всеволод Чаплин: Дело не во фразе "Бога нет"...

Sobesednik.ru обсудил с протоиереем Всеволодом Чаплиным суд над блогером-атеистом Виктором Красновым в Ставрополе

Фото:

Sobesednik.ru обсудил с протоиереем Всеволодом Чаплиным суд над блогером-атеистом Виктором Красновым в Ставрополе.

В Ставрополе судят блогера Виктора Краснова по ч. 1 ст. 148 УК РФ («Публичное оскорбление религиозных чувств верующих»). Мужчина попал под уголовное преследование после того, как вступил в спор в группе в социальной сети «Вконтакте» с другими пользователями и написал в ходе дискуссии, в частности, что «Бога нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». Его оппоненты Дмитрий Бурняшев и Александр Кравцов очень оскорбились прочитанным и написали заявление в полицию на Краснова.

Северо-Кавказский центр судебной экспертизы вынес заключение, что Краснов действительно оскорбил верующих. Бурняшев и Краснов подали ходатайства, чтобы не участвовать в следственных действиях, и на первых четырех судебных заседаниях их не было, но на пятое они уже были доставлены приводом.

Протоиерей Всеволод Чаплин обсудил с Sobesednik.ru резонансное дело.

— Удивительно, что большинство наших либеральных СМИ ничего не говорят о том, что за выражения употреблял господин Краснов. Он по отношению к Библии употребил нецензурное слово, он грубо оскорблял людей по признаку их веры, так что дело здесь не в утверждении, что «Бога нет». Люди могут быть атеистами, агностиками, могут сомневаться в существовании Бога, отрицать его существование — в этом нет ничего неприемлемого с точки зрения дискуссии между верующими и неверующими. Неверие имело место всегда, в том числе в древние времена, хотя в Библии говорится «Рече безумен в сердце своем: несть Бог».

И где же проходит грань между дискуссией и оскорблением?

— Можно не соглашаться с любым вероучением, спорить с духовенством, критиковать его, но нельзя осквернять почитаемые верующими и неверующими символы и предметы. Такое оскорбление запрещено законом очень давно, еще до всяких историй в Храме Христа Спасителя.

Здесь, конечно, имело место прямое оскорбление верующих людей, которых называли бранными словами, было произнесено нецензурное слово в адрес Библии, имели место проявления антисемитизма. Человек, о котором идет речь, как утверждают, имел симпатии к неонацизму. Так что дело вовсе не в его агностических взглядах, а в его оскорбительном и неприемлемом поведении.

Один из написавших заявление сказал на суде, что выступает от имени всего православного христианства. Может ли он делать столь громкие заявления? И нужны ли церкви такие защитники?

— Бесспорно нужны. Активные миряне имеют не только право, но и долг отстаивать священные символы, священные предметы, тексты, такие как Библия, от поругания и осквернения. Для того, чтобы миряне так действовали, не нужно никаких постановлений соборов или синодов. Христианская совесть должна подталкивать их к тому, что[бы] занимать в обществе активную гражданскую позицию, особенно в тех случаях, когда подвергаются поруганию вера и святыня.

То есть церковь может их рассматривать как своих защитников?

— Это ваши слова, я ответил на вопрос несколько иначе.

Церковь волнует, что о ней пишут в Сети?

— Если люди оскорбляют чувства верующих и святыни, этого не должно происходить в публичном пространстве. Это наше общее пространство, и оно должно быть комфортным и для верующих, и для неверующих. Поэтому очень правильно в свое время поступил законодатель, объявив недопустимым публичное оскорбление почитаемых верующими предметов и эмблем мировоззренческой символики. Еще раз подчеркну: это присутствовало в Административном кодексе еще с давних времен.

Почему церковь тогда не делает никаких заявлений по этому делу? Не считает нужным?

— Видите, церковь — не только та или иная официальная структура, не только патриарх или кто-то из архиереев. Каждый мирянин, каждая православная общественная организация должны действовать сами, ни на кого не оглядываясь.

[:wsame:] [:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика