"Наследство" Цапков тает на глазах

Почти год прошел с момента, когда родственники жертв банды Сергея Цапка представили Краснодарскому краевому суду заявления об оценке морального ущерба, который в общей сложности составил 2,4 миллиарда рублей. Но их надежда получить хотя бы три процента от желаемой сумы становится все призрачней

Фото: Russian Look

Почти год прошел с момента, когда родственники жертв банды Сергея Цапка представили Краснодарскому краевому суду заявления об оценке морального ущерба, который в общей сложности составил 2,4 миллиарда рублей. Но их надежда получить хотя бы три процента от желаемой сумы становится все призрачней.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ снова перенесла рассмотрение жалоб, поступивших на вынесенный Краснодарским краевым судом приговор в отношении шестерых членов банды «цапков» из станицы Кущевской. Представители гособвинения и потерпевших возражали, однако суд заявленное ходатайство удовлетворил.

Потерпевшие боятся, что затягивание дела приведет к тому, что в момент вынесения приговора последнему члену банды «цапков» улетучатся их шансы на возмещение морального вреда. Джалиль Аметов и Юрий Мироненко, чьи семьи были убиты в станице Кущевской, требуют выплатить им по миллиарду рублей. Другие потерпевшие оценили моральную компенсацию на сумму от 10 до 100 миллионов рублей.

Сомнительно, что их ожидания были бы удовлетворены судом в полной мере, но на счете матери главаря банды Надежды Цапок в Кущевском филиале «Россельхозбанка», арестованном в качестве обеспечительной меры по ряду уголовных дел, еще совсем недавно было почти 160 миллионов рублей. Сумма тоже немалая и, что важно, гарантированная. Однако решением Ленинского районного суда Краснодара, вынесенным судьей Олегом Устиновым 19 мая 2014 года по иску жителя республики Адыгея Руслана Шнахова к жительнице Кущевского района Анне Данько, с этого счета списали 92 миллиона. Больше половины! Таким образом, десяткам пострадавших от бандитов семьям остаются совсем не те суммы, на которые они рассчитывают, а сущие крохи.

Кто же вместо них и за какие страдания получил замешенное на крови «цапковское» наследство? О 35-летнем предпринимателе Руслане Шнахове практически ничего не известно. Правда, его имя было упомянуто в репортажах криминальной хроники пару лет назад, когда судебные приставы-исполнители межрайонного отдела ФССП по исполнению особых дел Управления по Краснодарскому краю «ошибочно» изъяли часть урожая у агрофирмы «Победа» Отрадненского района и вывезли его в Республику Адыгею, передав на ответственное хранение именно Руслану Шнахову. Впоследствии, на приставов было заведено уголовное дело.

Какое же отношение к «наследству» Цапков имеет 83-летняя пенсионерка Анна Данько и почему жертвы кущевской банды еще не получили ни копейки, а она расплачивается цапковскими миллионами по своим обязательствам? Осенью 2011 года Данько отсудила у генерального директора фирмы «Артекс-Агро» Надежды Цапок 6 тыс. гектаров земель в Кущевском районе общей стоимостью более 100 миллионов рублей. Данько смогла убедить судью Кущевского районного суда Владимира Аносова в том, что когда Надежда Цапок в течение почти 10 лет покупала земельные доли в 30 арендованных ею участках сельскохозяйственного назначения, выделенных из трех разных колхозов, она должна была ставить в известность пенсионерку, имевшую единственный пай в одном участке бывшего АО «Степь», также арендуемом «Артекс-Агро». Многие в Кущевской еще тогда задавали вопрос: почему, если Цапок покупала землю с нарушениями, паи не вернулись прежним собственниками, а оказались зарегистрированными на имя одной Данько? Такое доставшееся пенсионерке счастье списали на мастерство адвоката Виктории Лесной, которая представляет интересы Данько во всех судебных спорах по переделу имущества Цапков.

Решение, вынесенное Кущевским районным судом осенью 2011 года, и давало пенсионерке право требования деньги с Надежды Цапок, однако на счета и имущество владелицы некогда могущественного семейного предприятия был наложен арест. Их как раз и собирались использовать для погашения исков и компенсации возмещения морального ущерба пострадавшим. Адвокат Виктория Лесная неоднократно пыталась обойти обеспечительные меры, но безуспешно: в Кущевском районе наложенные аресты никто не снимал. В противном случае поднялся бы бунт.

И тогда адвокатами Данько была придумана изощренная схема по отъему денег, которая не запутала никого, кроме судьи. Реализация ее началась в марте нынешнего года, когда предприниматель Руслан Шнахов заключил с Анной Данько предварительный договор уступки прав (цессии) на взыскание с Надежды Цапок денежных средств в размере 92 миллионов 64 тысяч 152 рублей 87 копеек. Затем Шнахов обратился в Ленинский суд Краснодара с иском, в котором просил обязать Анну Данько заключить основной договор. И судья Олег Устинов не только принял этот иск к производству, удовлетворив все заявленные требования — он обратил взыскание на денежные средства Надежды Цапок, находящиеся на ее счете в «Россельхозбанке», хотя первый арест на него был наложен еще в декабре 2010 года в рамках уголовного дела о массовом убийстве в станице Кущевской.

Интерес к данному решению привлекает именно перенос дела из Кущевки в Ленинский суд Краснодара. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность должно было пройти несколько судебных стадий и именно в Кущевском районном суде, в частности замену стороны в гражданском процессе с Данько на Шнахова. Но тогда бы была необходимость ставить в известность Следственный комитет, аресты которого лежат на счете, а так одним махом решили две проблемы: не привлекать внимания к процессу и обойти аресты СК.

Примечательно и другое — решение выносилось в отсутствие не только ответчицы, но и самого истца. Судья Олег Устинов оказался заинтересован в процессе больше, чем сам истец. Такое служебное рвение похвально, но противоречит нормам существующего законодательства. По словам и. о. председателя Ленинского районного суда Краснодара Геннадия Вдовиченко, судья Олег Устинов не сдал в канцелярию текст вынесенного решения, а хранил у себя. После его вступления в законную силу тот же судья выписал исполнительный лист на взыскание денег с банковского счета Цапок в обход наложенных обеспечительных мер. Сейчас в ситуации также разбираются в Краснодарском краевом суде.

Позиция руководства Устинова удивляет известного в Краснодарском крае борьбой с коррупцией федерального судью Дмитрия Новикова:

— Удивляют слова председателя районного суда, который говорит, что Устинов вовремя не сдал дело и поэтому он не успел на него оперативно отреагировать. Дело в том, что само это дело попало в руки Устинова не просто так, а от председателя, — раскрывает технологию судопроизводства Новиков. — В районных судах Краснодарского края действует архаическое правило, когда именно председатель суда отписывает все дела. И, конечно, отписывая дело с подобной экономической и политической составляющей, из множества судей выбирает такого у кого за спиной есть поддержка. У Устинова такая поддержка есть. То же самое касается и выписки исполнительного листа. Они регистрируются сотрудниками канцелярии суда в общем журнале, что невозможно без материалов дела. Недоумение у меня вызывает и информация, что сейчас краевой суд собирается разбираться в этой ситуации. Дело в том, что вышестоящие суды не имеют таких полномочий разбираться в ситуации, потому что это не Следственный комитет и не прокуратура.

Соответствующие органы никак не комментируют списание. Формально это как бы и не их компетенция, тем более что и в «Россельхозбанке» уверяют, что действовали в строгом соответствии с законом. Руководство краснодарского отделения «Россельхозбанка» уже сделало необходимые выводы и принимает меры, чтобы больше не ставить репутацию под угрозу:

— Списание денежной суммы в размере 92 064 152,87 руб. было осуществлено на основании постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с решением и определением Ленинского районного суда Краснодара, согласно которому исполнительный документ по гражданскому делу по иску Шнахова Р. М. к Данько А. П. подлежит исполнению вне зависимости от наличия арестов на счете, принадлежащем Цапок Н. А., — заявили в пресс-службе банка.

И всё же остается только изумляться скорости исполнения судебного решения: 15 июня судебный пристав-исполнитель обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на расчетном счете Надежды Цапок, а 24 июля деньги были перечислены в казначейство и в тот же день ушли на счет Руслана Шнахова.

Операция с исчезновением денег со счета матери главаря банды подогрела конспирологическую версию о подмене тела Сергея Цапка, который скончался 7 июля в СИЗО Краснодара. Жители Кущевки предположили, что именно этими деньгами могли расплатиться за подмену. Иначе зачем было везти труп бандита в Волгоград и срочно кремировать. Версия получила настолько широкое распространение в народе, что программа «Человек и Закон» посвятила ей целую передачу.

Но если оставить домыслы в стороне, то в результате почти 100 миллионов рублей ушли не государству, не потерпевшим от страшной трагедии, а ловким юристам, придумавшим формулировку про дебиторскую задолженность пенсионерки Анны Данько. При всем уважении к крестьянскому труду, получить тысячи гектаров и стать миллионершей, всю жизнь проработав в колхозе, — это чистое волшебство, ставшее реальностью лишь благодаря юридическим технологиям. И в общем-то, государство может стать теми часами, которые пробьют двенадцать раз и возвратят всё на свои законные места.

— Каков прогноз по снятым со счетов миллионам? — переспрашивает судья Дмитрий Новиков. — Ну, безусловно, решение суда будет отменено, и отменено будет по причине, что не были привлечены заинтересованные лица, что суд ошибочно пришел к выводу о несуществовании препятствий для удовлетворения иска. Создадут видимость того, что в материалах дела не было информации об арестах. Скажут, что судья ничего не знал, а ошибка, которую он допустил, носит ординарный характер. Вынесут решение об отмене решения Устинова и о повороте исполнения, то есть о возвращении всех денег обратно на счет. А вот это решение уже вряд ли может быть исполнено. Потому что деньги сняты — получены и зарыты в огороде. Возвращать будет нечего. И с такой ситуацией в стране сталкиваются тысячи человек.

Самое страшное, что в данном случае могут вторично пострадать люди, чье горе и так не измерить никакими деньгами. Более того, им может вообще ничего не достаться даже из оставшихся на счете средств. Муж Надежды Цапок Виктор подал в Кущевский районный суд заявление о разделе оставшихся на счете денег как совместно нажитого в браке имущества. Юристы уверяют, что он имеет на это все права.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика