16.09.2014

Крылатым ветеранам пора на покой

Любовь некоторых авиаперевозчиков к старым, изношенным самолетам грозит их пассажирам массой неприятностей. И хорошо еще, если дело ограничится просто потраченными нервами, а не полномасштабной авиакатастрофой

Фото: Замир Усманов / Russian Look

Любовь некоторых авиаперевозчиков к старым, изношенным самолетам грозит их пассажирам массой неприятностей. И хорошо еще, если дело ограничится просто потраченными нервами, а не полномасштабной авиакатастрофой.

Случай в Барселоне, где престарелый российский лайнер с горящим двигателем целый час кружил над городом, заставляет вновь задуматься о состоянии авиапарка отечественных перевозчиков и сопряженной с ним угрозе безопасности полетов.

Инцидент с Boeing-767, принадлежащим авиакомпании «Трансаэро», произошел 5 сентября. Лайнер должен был выполнять рейс UN-932, следуя из Барселоны в Екатеринбург, но вскоре после взлета полет был прерван из-за пожара в двигателе. Как рассказали пассажиры, сначала раздался громкий хлопок, сравнимый с пушечным выстрелом, потом машину затрясло, а из левого двигателя стали вырываться клубы пламени в несколько метров длиной.

Командир воздушного судна принял решение отказаться от выполнения рейса и садиться здесь же, в Барселоне. Около часа машина кружила в воздухе, вырабатывая топливо, и страшно представить, что пришлось пережить пассажирам за это время.

Неисправный двигатель отправили на экспертизу в фирму-производитель, рассказал директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал, по словам которого, в полете произошел помпаж правого двигателя. Точно такой же диагноз, кстати, поставили авиационные эксперты и двигателю другого самолета «Трансаэро» – Boeing-737, – в понедельник, 8 сентября, безуспешно пытавшегося вылететь по маршруту Рига – Москва. Хлопки и выбросы пламени опять произошли во время взлета, и лайнер пришлось срочно сажать.

Сразу два одинаковых инцидента у одной авиакомпании за срок меньше недели вряд ли объясняются простой случайностью. Тем более что и раньше «Трансаэро» не могла похвастаться бесперебойной работой своих самолетов. В апреле этого года ее лайнер с 134 пассажирами аварийно сел в новосибирском аэропорту Толмачево – вскоре после взлета бортовая система самолета сообщила о неисправности, и машину пришлось возвращать.

Через несколько дней в том же Толмачево из-за технической неисправности отменили вылет очередного «Боинга». И еще одна аварийная посадка пассажирского самолета «Трансаэро» произошла там в нынешнем июне.

Экспертам давно понятна причина проблем этого авиаперевозчика. «В России, стране далеко не бедной даже по европейским меркам, до сих пор используются самолеты, выпущенные 20–25 и даже более лет назад», – рассказал Regnum известный экономист, профессор Никита Кричевский. У той же «Трансаэро» более четверти авиапарка уже перевалило за 20-летний рубеж, а средний возраст самолетов приближается к 17 годам, что является абсолютным рекордом для крупных европейских перевозчиков.

Но дело не только в возрасте. «Трансаэро» скупает самолеты по всему миру, явно предпочитая сложные регионы. Так, один из числящихся за ней Boeing-767 (одноклассник, а возможно, и тот самый борт, что едва не сгорел в небе Барселоны) был построен 23 года назад. Шесть лет своей бурной биографии самолет провел в славящемся тяжелым климатом Брунее, еще семь – в разоренной гражданской войной Эфиопии. И только потом добрался до ангаров «Трансаэро». Не лучше и остальные самолеты этого перевозчика. Среди них есть несколько машин 1982 года выпуска, есть лайнеры, начинавшие летать в Сальвадоре, Чили на Фиджи, в Индонезии и Малайзии. Когда же самолеты перестали удовлетворять даже не слишком требовательным законодательствам и техническим регламентам этих государств, их по дешевке перегнали в Россию.

Представители «Трансаэро» любят порассуждать о том, что возраст для авиалайнера – не главное. Да, важны еще и общее состояние воздушного судна, его основных узлов и агрегатов, своевременное техобслуживание, ресурс и так далее. Но если у их самолетов проблемы начинаются уже на взлете, наверное, что-то все же идет не так?

Возможно, для «Трансаэро» все же пришло время подумать о своих пассажирах и заняться обновлением авиапарка, взяв пример с других известных российских авиакомпаний.

Кстати

Комментирует ситуацию Роман Гусаров, эксперт комитета Государственной думы по транспорту, главный редактор портала Avia Ru Network:

– Авиационный двигатель – это очень сложное устройство. Срок его службы значительно меньше, чем у самого самолета. на современных самолетах обычно устанавливается несколько двигателей, поэтому они рассчитаны на то, чтобы выполнить посадку на одном двигателе или даже в некоторых случаях продолжить полет в щадящем режиме. Каждый самолет обслуживается по специальному регламенту.

Через определенные интервалы времени делаются легкие формы обслуживания самолетов, их еще называют A-check. Через более длительные промежутки – более тяжелые формы, вплоть до самого глубокого обслуживания, так называемого D-check, когда самолет вообще практически полностью разбирают, проверяется каждый винтик, тестируются все системы, потом все заново собирается, планер прозванивается ультразвуком. После такого обслуживания самолет выходит из технического центра, как новый. Если говорить об аварийных ситуациях как предпосылках к инцидентам, то по статистике наиболее стабильные самолеты – среднего возраста, летающие приблизительно от 5 до 12 лет. ну а самолеты постарше, само собой, требуют большего внимания и более частого технического обслуживания.

Сергей Степанцов

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика