Как и зачем шоплифтеры обворовывают магазины

Умыкнуть золотое колечко для любимой, детское питание для малыша или даже стройматериалы для дома – все это считается позволительным среди тысяч людей. Для них воровство – вроде экстремального хобби

Фото: Russian Look

Умыкнуть золотое колечко для любимой, детское питание для малыша или даже стройматериалы для дома – все это считается позволительным среди тысяч людей. Для них воровство – вроде экстремального хобби, компромисс между желанием халявы и адреналина. В интернете шоплифтеры (так магазинных воришек называют на английский лад) уже не скрывают своих убеждений и подвигов и создают обширные профсообщества.

Воровская сеть

Петербуржец Петр Коннов (имя изменено. – Авт.) – шоп­лифтер с 11-летним стажем. В старших классах крал шоколадки и напитки-энергетики, потом перешел на CD и одежду. Со временем мелкие кражи превратились в профессию и даже бизнес.

– Началось все из-за банальной нехватки карманных денег, – говорит Петр. – Потом как-то затянуло. Я не такой уж и модник, потому скоро встал вопрос, куда девать вещи. Через интернет нашел пару скупщиков, теперь я выношу брендовую одежду под заказ. Часто езжу для этого в Европу. Друзья думают, у меня свое небольшое дело. Так и есть – это и спорт, и бизнес для прибавки к зарплате – я работаю в сфере интернет-технологий.

В интернете у Петра немало коллег. Одна из профильных групп в соцсети насчитывает почти 7500 человек. Здесь шоп­лифтеры делятся секретами мастерства и ежеминутно выкладывают фото наворованного. Среди трофеев в основном продукты – от пакетиков растворимой лапши до элитного алкоголя. Часто попадаются книги – все же читающая страна. Причем все серьезная литература. На одной фотографии Бродский, Фрейд, Солженицын – круг интересов молоденькой шоплифтерши.

[:image:]

В группе работает онлайн-счетчик – он показывает, что члены сообщества все вместе наворовали почти на 3,5 млн рублей. Правда, Петр к этим похвальбам относится скептически.

– Выложил парень джинсы за 2000 рублей, а кто знает, вынесенные они или купленные. В этих публичных сообществах в основном молодые ребята, которым спереть разок какую-то мелочь просто по приколу. Большинство только в начале пути, и не факт, что они будут этим жить.

С глушилкой за плиткой

Более матерых шоплифтеров можно встретить на паре профильных форумов. Одна из пользовательниц повествует, что уже не первый год кормит таким образом семью из 6 человек. «понимаешь, какими объемами выношу, – поучает она более неопытную коллегу. – Вынесла целую мозаику на кухню, по 4 плиточки таскала, так у меня теперь кухонный фартук из редкой мозаики за 40 тыщ, сижу радуюсь». Причем дама работает в семейном подряде – «муж за прослушку отвечает, сканирует частоты, ездит на завод за специальной фольгой».

Прослушка нужна, чтобы отслеживать переговоры охранников магазинов. Фольга или специальная ткань вшиваются в сумку, чтобы награбленное добро не пищало на выходе.

[:image:]

Профессиональные шоплифтеры давно «упакованы» снаряжением, которое также открыто продается в сообществах. Например, специальные крючки для разрезания датчиков на товарах – по 1000 рублей за штуку. Пищалки также можно размагнитить или просто снять – соответствующие приборы стоят от 1500 руб. С датчиками можно вообще не заморачиваться, если купить специальную глушилку для противокражных ворот, установленных в крупных магазинах.

– У меня сейчас глушилка за 15.000 рублей, которая работает на всех типах ворот даже в самых дорогих бутиках, – говорит Петр Коннов. – Но, конечно, девайсы – не гарантия успеха, новичку они не помогут. Нужно изучать расположение видеокамер в магазине, уметь отслеживать реакцию охранников – быть и психологом, и фокусником.

Освободители совести

Тем не менее каждого шоп­лифтера рано или поздно все-таки ловят. У Петра, например, есть судимость, на первый раз ему дали условно. При этом по закону уголовка светит, только если общая закупочная стоимость похищенного превышает 1000 рублей, в противном случае можно отделаться административным штрафом. Хотя даже в самых затруднительных случаях можно вывернуться – давить на жалость или откупиться. «Для этого всегда стоит иметь с собой некую сумму денег», – советуют на форумах.

– У меня было правило: если какие-нибудь малолетки-студентки пытались вынести на сумму до 2000 рублей, брали с них в троекратном размере и отпускали. – Вадим Хованов работал начальником охраны в крупном магазине спорттоваров. – Деньги у них всегда находятся, в крайнем случае звонят друзьям, родным – просят подвезти. Вызывать полицию – больше соплей и мороки, тем более на административку они выезжают неохотно. Потом мы с воришек брали расписки, что они обязуются больше не посещать магазин. На глупых действует, а умные и сами второй раз не сунутся. Но если я видел, что человек типа профессионал и занимается этим регулярно, независимо от суммы товара я всегда передавал его полицейским. Вор должен сидеть.

[:image:]

Или работать в охране. В крупных магазинах шоплифтеров сейчас стараются залучить на свою сторону.

– У нас в команде работал парень, который раньше несколько лет промышлял таким делом, – продолжает Вадим. – Умел отличить шоплифтера просто по тому, как он входит в зал. Воришек стали задерживать чаще. В день по 1–2 человека. Хотя уверен, что ловили не всех.

Крупные магазины считают воровство неотъемлемой частью торговли. И не скрывают, что в цену любого товара уже давно закладывается «налог на шоплифтеров» – 1–2% к стоимости. Это забавно, поскольку повышение цен – как раз то, против чего якобы протестуют шоплифтеры. В своих интернет-откровениях воришки оправдывают себя тем, что мстят продавцам, накручивающим бешеные цены, «крупным корпорациям», «капиталистической системе потребления». Они часто именуют себя «освободителями вещей», тем самым облегчая совесть. Кстати, последняя не дремлет: во всех сообществах есть разделы вроде «как избавиться от угрызений?» Но таких всегда найдется чем успокоить. «В стране грабят миллиардами» – один из самых распространенных резонов. Под ним тут же приводится много примеров – от амнистированного экс-министра обороны до чиновников, списывающих капиталы на родню.

[:image:]

/мнение

Наталья Уколова, психотерапевт:

– Многие ошибочно называют шоплифтеров клептоманами. На самом деле клептомания – очень редкая зависимость, среди магазинных воришек ею страдают не более 5%. Причины шоплифтинга кроются, как ни банально, в дефиците «духовных скреп», то есть крепкой системы моральных ценностей. Часто этим начинают заниматься ради забавы в подростковом возрасте, когда эта система еще не сформирована. После под самооправдание можно подвести любую платформу – социальное неравенство, коррумпированность государства, разложение общества. Как по Достоевскому, любая подлость может быть оправдана стройной идеологией. И даже прямое название этого занятия – «воровство» – заменено на «шоп­лифтерство», ставшее для некоторых действительно модным видом спорта, утоляющим адреналиновый голод.

/кстати

Потери американской розницы от воришек за прошлый год составили 13 млрд $. По данным Национальной ассоциации по борьбе с шоплифтингом, около 27 млн американцев ежедневно что-то выносят из магазинов. США наряду с Великобританией возглавляют рейтинг самых «вороватых» западных стран. В России подобные исследования не проводились. Однако, судя по криминальным сводкам, у нас тоже крадут нередко. Причем довольно часто сотрудники полиции ловят на этом... своих же коллег. В прошлом году в Москве сотрудник пытался вынести чехол для планшета. Ранее в Екатеринбурге попалась супружеская чета офицеров полиции, пожелавшая бесплатно обновить гардероб на 3500 руб. В Липецке полицейский, заказавший в закусочной стопку водки, решил позаимствовать у другого посетителя котлету. Закусывать ему пришлось на бегу, удирая от охраны. Как видно, у части сотрудников есть свои причины не реагировать на многотысячные сообщества шоплифтеров в интернете.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика