Почему учителя не могут спасти российскую школу
Создание Ассоциации учителей-словесников, съезд которой только что прошел в Москве — отличный повод поставить снова вопрос сколь избитый, столь безответный: о месте и роли учителя в российском обществе
Создание Ассоциации учителей-словесников, съезд которой только что прошел в Москве — отличный повод поставить снова вопрос сколь избитый, столь безответный: о месте и роли учителя в российском обществе.
Несколько недель назад в моём родном городе произошла поучительная история. Этот город находится на юге России, но погода там была совсем не южная, а с отоплением местами проблемы. В самый холодный день школьники пришли на учёбу в свитерах и куртках поверх недавно введённой школьной формы. Учителя были очень недовольны: дескать, что это вы все по-разному одеты.
Здесь, наверное, надо критиковать Онищенко, который доказывал, что со школьной формой дети будут здоровее. (Кто его знает — может, он имел в виду как раз такие ситуации и закаливание.) Мне, однако, вспоминается другое: несколько лет назад в области прошёл референдум, на котором право голосовать имели... все учащиеся школ. Вопросов было два: вводить ли школьную форму и создавать ли на областном телевидении детскую передачу. Решили, что форма не нужна, а передача нужна. Надо ли говорить, что форму в школах вскоре ввели, а детской передачи как не было, так и нет.
Всё позиционировалось не как игра, а как своеобразный урок настоящей демократии. Урок вышел неплохой: чего потом удивляться, к примеру, такому зрелищу:
Стараниями наблюдателей видеожанр «учителя фальсифицируют выборы в стенах родной школы» расцвел. Каждый из этих роликов хочется показать, к примеру, Дмитрию Быкову, а затем переспросить: всё ли ещё школа, как он уверял, последний оплот сопротивления конформизму?
Учителя, конечно, так же бесправны, как и все бюджетники. Но не каждый бюджетник воспитывает детей, и на примере не каждого бюджетника дети, будущие граждане и избиратели, убеждаются, что представители власти говорят одно, думают другое, а делают третье. Для детей учитель ведь представитель власти: отметки, которые он ставит, и характеристика, которую он им даёт, определяют их первый социальный статус и первую репутацию.
Многие, правда, считают, что в последние годы школа уже совсем никакого влияния не оказывает на воспитание детей и что учителя не пользуются никаким авторитетом у школьников. То ли дело в СССР, когда всё якобы было совсем наоборот. Но тогда выходит, что условно хорошие выпускники советских школ, которые уважали учителей и впитывали разумное, доброе и вечное, вдруг вырастили, став родителями, таких-сяких нынешних детей.
Вроде бы уже все поднатаскались в педагогике и зазубрили на словах, что ребёнка невозможно заставить следовать правилу, которое не соблюдаешь сам. Однако всё никак не получается усвоить на практике, что разговоры и лекции, нотации и нравоучения не имеют никакого отношения к воспитанию. А личный пример, порой в самых обыденных вещах, такое отношение имеет. Воспитывают не столько школа и семья, сколько общественный климат вообще. Он в последние годы совсем не располагал к тому, чтобы выживали учителя, похожие на героя Вячеслава Тихонова из фильма «Доживём до понедельника». Но если кого и винить в этом, то отнюдь не учителей.
Читайте также:
Стало известно, зачем учащиеся школы № 740 и их родители захватили управу района Молжаниновский