Павел Дуров, продавший "ВКонтакте", и другие создатели интернет-ресурсов, которые избавились от своих детищ

Павел Дуров официально перестал быть нашим Цукербергом - продал свои акции «ВКонтакте». Он далеко не первый, кто отдает интернет-проект, созданный своими руками. «Собеседник.ру» вспомнил другие случаи, когда создатели отказывались от своих детищ

Фото: Павел Дуров продал ВКонтакте //

Павел Дуров официально перестал быть нашим Цукербергом - продал свои акции «ВКонтакте». Он далеко не первый, кто отдает интернет-проект, созданный своими руками.

«Собеседник.ру» вспомнил другие случаи, когда создатели отказывались от своих знаменитых детищ.

1. Павел Дуров («ВКонтакте»)

Павел Дуров - не просто известная личность, не просто изобретатель популярного сайта, для жителей России он – символ определенного культурного пространства. История его компании интересна, драматична и показательна. «ВКонтакте» прошла путь от клона никому неизвестного сайта, до самой популярной площадки в интернете на всей территории СНГ. За годы своей работы Павел Дуров создал самый удобный, самый походящий сайт для широкой публики. Более того, он сумел объяснить пользователям, что социальная сеть - это не только общение, но и поиск необходимой информации.

Для того чтобы понять, что же произошло в компании, достаточно вспомнить заявление нынешнего основного акционера «ВКонтакте» Алишера Уманова в декабре 2013 года. Тогда он сказал, что Дуров, кончено, одарённый молодой человек, но интересы инвесторов важнее.

Павел отдавал свое детище потихоньку, жалуясь на давление акционеров и оставляя у себя все меньшую и меньшую долю в компании. Сейчас он все еще генеральный директор, но, скорее всего, и это ненадолго. Конечно, Дуров остался богатым человеком, но история «ВКонтакте» для него, похоже, уже в прошлом. И не то, чтобы эти события вызывали сильную грусть, просто очень уж показателен этот рассказ для порядков, царящих в современном IT-бизнесе.

2. Джеймс Кларк (Netscape Communications)

Бизнесмен и программист Джеймс Кларк основал Netscape Communications в 1994 году. Это было уже второе его детище, но именно оно принесло ему всеобщую известность и способствовало началу интернет-бума. Компания создала браузер Netscape Navigator, который первым начал пользоваться действительно всемирной популярностью. Когда компания вышла на биржу в 1995 году, его основатель стал мультимиллиардером.

Доля Netscape среди интернет-браузеров достигла 90%, однако в этот момент в борьбу включился Microsoft. Internet Explorer не был лучше, но он изначально ставился на большинство компьютеров. Даже с компанией Apple Microsoft достиг договоренности об его использовании. Netscape отчаянно боролся с превосходящим его по всем параметрам конкурентом, но начал терять доход. В 1998 году руководители компании сочли за благо продать Netscape Communications компании AOL за 4,2 миллиарда долларов и поступили правильно. К 2004 году доля Internet Explorer на мировой арене достигла 94%.

3. Джек Смит (Hotmail – Outlook.com)

В 1996 году Джеку Смиту пришла в голову идея создания удобного сервиса веб-почты, который можно запускать с любого компьютера. Когда разрабатывался бизнес-план, разработчики перебрали все свободные варианты, оканчивающиеся на «mail» и остановились на Hotmail, так как в названии присутствовали буквы HTML. Новый сервис должен был символизировать свободу доступа к почте с любого компьютера.

Компания стремительно набирала обороты. Запущенный летом 1996 года сайт Hotmail уже к концу 1997 года обладал 8,5 миллионами зарегистрированных пользователей (сумасшедшая цифра по тем временам). И тут на горизонте появился вездесущий Microsoft. Интернет-гигант предложил 400 миллионов долларов за новую компанию, и владельцы сочли это вариант подходящим для себя. В декабре 1997 Джек Смит перестал быть акционером Hotmail.

Microsoft успешно использовал полученный актив. Какое-то время Hotmail был безоговорочным лидером в сфере интернет-почты, да и сегодня эта компания остается одной из самых популярных в этом сегменте глобальной паутины, только уже под другим именем: в 2012 году Hotmail был объединен с Outlook.com.

4. Алексей Кривенков (Mail.ru)

Изначально проект Mail.ru создавался на голом энтузиазме группой программистов, которые решили сделать в России первый сервис, предоставляющий всем бесплатную веб-почту. Во главе процесса стоял Алексей Кривенков, бросивший учебу на физическом факультете МГУ и уехавший в Нью-Йорк «покорять Америку», но вернувшийся в Санкт-Петербург в 1998 году.

Новая почтовая служба принялась на удивление стремительно расти. Интернет-бум начал потихоньку проникать в Россию, а Mail.ru – пухнуть и набирать сотрудников. Пришли и новые менеджеры по развитию, которые стремились создать компанию западного типа с департаментами и иерархичной системой. Это в корне не устраивало первоначального создателя. Дальнейшие события лучше всего описал сам Кривенков: «Совет директоров склонился к тому, чтобы отдать большую часть компании за понятный им менеджмент и немного инвестиций. Я не считал это правильным и захотел продать свою долю. Тут же получил устраивающее меня предложение».  Сумма «устраивающего предложения» неизвестна. Называются разные цифры от $100 тысяч до одного миллиона долларов.

Сегодня Mail.ru – третий по популярности сайт в России. Принадлежит он инвестиционной группе Mail.Ru Group, ключевым акционером которой является уже упоминавшийся нами Алишер Усманов.

5. Джошуа Шахтер (Delicious)

Компания Delicious – это та самая история, когда один человек сам выращивает уникальный сервис из одной светлой идеи. Сайт был запущен в 2003 году и предложил удобный способ сортировать закладки в интернете по специальным меткам - тегам, что сегодня выглядит абсолютно естественным. Сам Джошуа утверждал, что изначально создал сайт исключительно в личных целях: «У меня в файле хранилось 20 000 ссылок, и я не мог больше ничего найти».

Шахтер не был первооткрывателем, но создал первый удобный сервис в это области, за что и был признан основателем направления, именуемого красивым термином «social bookmarking».

Оглушительный успех нового стартапа не мог не привлечь интерес мировых гигантов в области IT. В результате в 2005 году Джошуа Шахтер получил за свое изобретение от компании Yahoo! по разным оценкам от 15 до 30 миллионов долларов. Сам же сервис без энергии и креатива своего создателя начал постепенно затухать.

6. Арианна Хаффингтон (The Huffington Post)

История Арианны Хаффингтон уникальна в том плане, что она создавала не развлекательный сервис, а новостной сайт с элементами онлайн-сообщества. За статьи на сайте никто не платит, а люди работают ради внимания, которое достаётся им благодаря популярности самого ресурса.

Издание The Huffington Post было основано в 2005 году и быстро набрало значительную постоянную аудиторию. Сегодня это один из самых заметных новостных ресурсов, наряду с Fox News и ABC News. Популярность, в первую очередь, обусловлена редким талантом Арианны Хаффингтон выделять интересующие публику темы и извлекать из этого пользу.

Извлечь пользу она смогла и из своего детища, продав его за более чем 300 миллионов долларов компании AOL. Это шаг не только не погубил проект, но и позволил ресурсу увеличить свою популярность. При этом Арианна так и остается главным редактором своей успешной онлайн-газеты.

7. Кристофер Джеб (Broadcast.com)

Еще в 1995 году Кристофер Джеб начала создавать проект схожий с сегодняшним YouTube. Для реализации своих целей он пригласил Тодда Вагнера и Марка Кубана. Втроем они начали создавать первый в истории крупный телерадиопортал в интернете с большим выбором контента. На волне больших надежд инвесторов на глобальную паутину конца 1990-х, которые принято называть «пузырем доткомов», Yahoo! заинтересовалась перспективным сервисом. Интернет-гигант заплатил сумасшедшую сумму – только вдумайтесь: 5,7 миллиардов долларов. И это всего лишь за стартап!

Сервису был дан неплохой старт, но очень быстро стало ясно, что broadcast.com не пользуется популярностью у 80 миллионов пользователей поисковика Yahoo! Идея провалилась, и сегодня этот сайт уже не существует.

История с broadcast.com показывает, что в интернете важна не только идея, но и время ее воплощения. Схожий по задумке YouTube возник в 2005 и стал невероятно популярным, а broadcast.com оказался символом провала Yahoo!, но в то же время и символом успеха трех программистов, которые в одночасье стали мультимиллионерами.

Читайте также:

5 главных шагов Интернета на пути к мировому господству

Выяснилось, как Павлу Дурову удалось избежать наказания за сбитого им полицейского

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика