Мэтр вне системы. Как Москва праздновала 150-летие со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского

На юбилей Константина Станиславского в Москву в МХТ имени Чехова приехали великие режиссеры и актеры со всего мира. «Собеседник» посмотрел подготовленный к юбилею спектакль «Вне системы» и поговорил с потомками Константина Сергеевича

На юбилей Константина Станиславского в Москву приехали великие режиссеры и актеры со всего мира. Где, как не в Московском художественном театре (МХТ) имени Чехова, было проводить торжества по такому случаю? «Собеседник» посмотрел подготовленный к юбилею спектакль «Вне системы» и поговорил с потомками Константина Сергеевича.

– Это даже не спектакль, а вечер, одноразовое мероприятие, – сказал режиссер Кирилл Серебренников. – Потому что больше этих людей собрать вместе на сцене не удастся. Полгода мы готовили историю большого артиста. Печально, что сейчас знания людей о Станиславском ограничиваются фразами «театр начинается с вешалки», «верю» и «не верю». Эта фигура как бы ускользает от нас. Мы попытались ее вернуть.

Спектакль «Вне системы» начался прямо из зрительного зала. Деклан Доннеллан начал с воспоминаний о Станиславском его друга – английского режиссера Эдварда Крэга.

В зрительный зал со сцены смотрело огромное зеркало, в котором зрители видели себя. Воспоминания Станиславского читал с экрана Анатолий Белый. А на сцене тем временем появлялись Серебренников, Черняков, Миронов, Хабенский, Райкин, Угаров. Они читали иронические и даже язвительные замечания в адрес Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Михаила Чехова и других коллег по цеху. В финале спектакля на сцене появился Табаков. Уже не с экрана, а со сцены он читал записки Станиславского о том, что творится за кулисами МХАТа. Крысы, разбитые стекла, грязь. И тут же советует, как забить гвоздь, где протереть пыль.

Теперь понятно, откуда у Олега Павловича такая хозяйственная жилка и стремление к порядку. Весь в Станиславского. Заканчивается спектакль хроникой с похорон Константина Сергеевича. На Новодевичьем кладбище поклонники висят на деревьях, чтобы в последний раз посмотреть на кумира...

Матвей и Вадим Мардухаевы (праправнуки Станиславского)

Матвей (30 лет)

– Я прилетел на юбилей из Берлина, где живу уже три года. До этого жил в Париже.

– Как вы тогда так хорошо знаете русский?

– Мой папа говорит по-русски.

– Актер и режиссер Клаус Мария Брандауэр признался, что в Германии не знают Станиславского и не пользуются его системой.

– Во Франции, например, все знают Станиславского. Мне кажется, его знают во всем мире.

– А чем вы сами занимаетесь?

– К театру не имею отношения. Я музыкант, работаю в Берлине. Играю хаус-музыку.

– Вы не находите в себе сходства с прапрадедом?

– Я – нет. А вот Вадим очень похож. Одно лицо на детских фото.

Вадим (11 лет)

– Нас пригласили сюда на три дня. Мы уже побывали на кладбище. С шофером съездили. Посмотрели репетицию спектакля в МХТ. Вообще, мы впервые оказались в театре, хотя уже не раз бывали в Москве. Хотим узнать, кем наш прапрадедушка был.

– А у вас в семье не говорят о нем?

– Говорят иногда. И мы немножко гордимся, что это наш родственник.

Ольга Игоревна Алексеева-Станиславская (внучка Станиславского и правнучка Льва Толстого)

– Я была маленькой, когда Станиславский умер. После революции его дети уехали за границу. Причиной стала болезнь моего отца. Туберкулез вынудил поехать лечиться в Давос. Там и остались. В Давосе мой отец познакомился с моей матерью Александрой Михайловной Толстой, которая хотела быть актрисой. Но не сложилось.

Я с 1972 года живу в Париже. О чем по сей день жалею. Но теперь у нас появился свой дом под Москвой, и я могу в любое время приехать сюда.

– Почему вы не связали жизнь с театром?

– У меня нет никаких артистических данных. Никогда в жизни не хотела быть актрисой. Я просто любила ходить в театр. Это помогало мне в учебе.

– Вы гордитесь тем, что вы внучка Станиславского?

– Никогда не гордилась. Это не моя заслуга.

– Каким он был?

– Он был очень застенчивым человеком. Не любил толпы, любил спокойствие. Был фантазером. Иногда возил детей в театр. Тогда машин не было. У них был экипаж с лошадью, и они собирались ехать в нем, как в путешествие – брали все необходимое с собой, вплоть до детских горшков. На всякий случай. Это мне отец рассказывал. Дед детей воспитывал мягко, как бы играючи.

– В вашей семье отмечают день рождения Станиславского?

– Нет. Мы практически не отмечаем дни рождения. Ходим в церковь на именины и панихиды.

Читайте также

Внучка Станиславского пригрозила судом тем, кто лжет о биографии Константина Сергеевича

Со дня рождения Константина Станиславского – 150 лет? Не верю!

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика