Почему русские бегут в Турцию?
Турция в нашем сознании – вечный курорт. К тому же эта восточная сказка находится не так далеко от России и в общественном мнении имеет репутацию «недорогой страны». Но… Давайте приглядимся повнимательнее, надо ли именно вам вливаться в русскоговорящую диаспору в этой стране?
Турция в нашем сознании – вечный курорт. Солнце, пляж, свежие фрукты и все удовольствия. Кому не хочется задержаться в этой сказке подольше, а лучше – навсегда? К тому же эта восточная сказка находится не так далеко от России (три часа на самолете – пустяки) и в общественном мнении имеет репутацию «недорогой страны». Но… Давайте приглядимся повнимательнее, надо ли именно вам вливаться в русскоговорящую диаспору в этой стране.
– Здесь можно купить квартиру за 30–40 тысяч долларов, а немногим дороже – дом, но главное, что покупают здесь россияне, – это вечное лето, которого им так не хватает на холодной родине, – рассказал «Собеседнику» риелтор стамбульского агентства Николай Панов. – К тому же у турок во многом схожий с нами менталитет – во всяком случае, сюда, как не во многие страны мира, можно приехать с чемоданом налички и за 1 день оформить сделку – и никто не задаст лишних вопросов.
Россияне только за последний период уже несколько раз обживали Турцию. Первая волна русской эмиграции началась в 90-е годы и была связана с неопределенностью на родине (многие ее представители так и не вписались в турецкое общество и к началу нулевых вернулись все-таки в Россию). Вторая волна прокатилась в конце 90-х, когда на турецком побережье стали оседать участники кавказских (в первую очередь чеченских) войн, приобретая здесь хорошие виллы на берегу. Но в последние год-два среди отуречившихся кавказцев все чаще происходят заказные убийства – их ликвидируют кровники либо российские спецслужбы. Последнее произошло год назад, когда средь бела дня были застрелены трое бывших боевиков – их послевоенная жизнь в Турции оказалась не такой длинной.
И главное, вневременное, явление – это русские челноки, которые до сих пор возят товары турецкой легкой промышленности в Россию. Их район – Лалели в Стамбуле, который, как американский Брайтон-Бич, практически целиком занят русскими и выходцами из СНГ. Здесь в кафе чаще подают щи и галушки, чем пахлаву, а русская (и украинская) речь звучит на каждом шагу. Здания представляют собой оптовые магазины на нижних этажах, комнаты для проживания – наверху. Бизнес и жизнь здесь сплетены очень тесно. В Турции бизнес – это образ жизни, а торговля – важный ритуал.
Большая часть магазинов ориентирована на русских покупателей, с русскими табличками (чаще всего можно встретить надпись «Большие размеры»).
– Можно сказать, что турецкая промышленность спасла значительную часть русской интеллигенции от голода в 90-е годы, – уверен владелец одной из местных лавок с тряпьем Толик. – Но и мы им тоже даем работу, закупая эти тюки. Так что, что бы там ни было в политике, экономические связи у нас на века, правда, Ахмет?! – Толик идет обниматься с турком из соседнего магаза, а турок ласково выдает ему весь свой запас русских слов: «коллега, брат» и самое, видимо, в его глазах уважительное – «братан».
Если б я была султаншей
Можно сказать, у русской диаспоры в Турции – женское лицо (из примерно 100 тысяч русскоязычных граждан в Турции до 90% – женщины), а истории переезда сюда часто, как морским бризом, овеяны романтикой.
Алина родилась в небольшом городке Кемеровской области. Каторжный труд на шахтах, суровый климат, неустроенный быт малосемейки – все, что она помнит о своей родине. Единственная отдушина – Интернет, который для Алины и стал дверцей если не в рай, то в совсем другую жизнь.
– Я мечтала поехать на отдых и, пока копила деньги, зависала на всех околокурортных сайтах подряд, регистрировалась в разных интернет-группах. В одной из соцсетей ко мне и обратился мой будущий муж – Мехмет. Тогда мне показалось, что он совсем не похож на российских мужчин. Сейчас я уже понимаю, что россиянок так подкупает в турках – их эмоциональный напор, которому трудно противостоять. Мой новый интернет-знакомый в первых же сообщениях стал осыпать меня комплиментами, говорить, что искал именно такую девушку, как я, что именно я – его мечта, на третий день он признался мне в любви, а на четвертый – пригласил к себе в гости знакомиться с родителями… К этому добавлялось еще и то, что внешне он похож на певца Таркана, а большинство его фото – с видами курортной Антальи, откуда он родом…
Русско-турецкие браки – это уже целое явление, которое признается даже на государственном уровне. В этом году министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, находясь с визитом в России, среди прочего вдруг заявил, что россиянки отлично подходят для турецких семей: в одной только Анталье насчитывается 18 тысяч русских жен. «Мне бы хотелось, – сказал турецкий министр на встрече с главой нашего МИД Сергеем Лавровым, – чтобы русских невесток становилось больше».
Недавно в Турции даже пошли на неслыханный шаг – официально разрешили одному из дипломатов брак с русской женщиной, что всегда было под запретом. Но турецкие чиновники умалчивают, что при этом они повысили срок получения гражданства для иностранных жен турецких граждан с двух недель до трех лет: солнечная статистика русско-турецких браков нередко омрачается бракоразводной статистикой – примерно четверть браков распадается сразу после окончания курортно-романтического периода.
Алина вполне довольна своей жизнью в Турции, но просит не называть фамилию – в ее маленьком городке неоднозначно восприняли ее замужество, про нее говорят: «Ушла в гарем», и до сих пор спрашивают, носит ли она паранджу и часто ли ее бьет муж.
– Турецкие мужчины большие ревнивцы, но до рукоприкладства все-таки редко доходит. Если жена пожалуется, то физиономию такого мужа развешивают по всему кварталу с его извинениями жене – такой здесь порядок. У меня с мужем одна проблема – он против, чтобы я работала, а восточные принцы, увы, чаще всего не так богаты, как в сказках, – уровень доходов в Турции невысок, а расходы большие. Многие турецкие мужья моих русских подруг имеют доход 300–500 долларов в месяц, и у большинства молодых людей вначале нет своего жилья, живут в съемных квартирах.
Причем зачастую это выясняется уже после приезда девушки в Турцию: турецкие мужчины – большие сказочники, а на деле у них может оказаться вместо дворца съемная халупа, вместо «Кадиллака» – местная, видавшая виды тачка, да еще куча родни, которой он помогает…
У русских жен в Турции даже появилась своя социальная сеть в Интернете, где девушки достаточно оживленно обсуждают свои проблемы и радости: как поладить с турецкой родней, которая требует уважения и даже целования рук старшим членам семьи, как привыкнуть к визитам родственников без приглашения и часто спозаранку (распространенная практика), как вести себя, когда посторонние люди подходят потискать твоего ребенка (у турок это в порядке вещей), а главное – как заполнить вакуум общения.
«Турецкие женщины часто просто домохозяйки, у которых круг интересов – готовка-уборка-сериалы, с мужчинами нам общаться нельзя, да и уровень образования у них, честно говоря, хромает», – обсуждают на форумах русские турчанки, которые сами о себе пишут: «уже не русские, еще не турки».
Сеть постоянно прирастает новыми форумчанками.
– Вопреки мифу о покладистых восточных женщинах, могу сказать, что как жены русские женщины даже более мягкие и домашние – они и хозяйством занимаются, и в проблемы мужа вникают. А турчанки довольно строптивые, – говорит Алина. – Поэтому многие турки сознательно выбирают русских. К тому же русская – это своего рода трофей, которым почетно обладать.
Черный список женихов
Но далеко не все истории заканчиваются счастливо и в загсе. В Интернете есть другое сообщество под названием «Черный список турецких женихов», где девушки рассказывают о том, как они обожглись в солнечной Турции. Кроме типичных историй о курортных жиголо, которые клялись в вечной любви (турки – прекрасные актеры) каждой второй туристке из России, есть и истории с криминальным оттенком.
– На сайте есть правило: публикуются только истории, которые подтверждают хотя бы 2–3 девушки, для этого сначала фото потенциального «черного жениха» вывешивается на доску «Опознание», и только после этого его данные публикуются в открытом доступе, – разъясняют старожилы форума.
Больше всего откликов под фото некоего аниматора Хасана, которого уже выгнали из нескольких отелей за романы с иностранками. Впрочем, в других отелях это не противоречит правилам, а в некоторых даже негласно поощряется. Хасан, судя по информации форума, уже имеет несколько внебрачных детей в России, а также является носителем нескольких нехороших болезней (по слухам, даже ВИЧ), о чем он конечно же умалчивает.
– В Турции у русских женщин не очень хорошая репутация, из-за чего некоторые патриархальные семьи даже отказываются признавать русских невесток, – рассказала «Собеседнику» сотрудница одного из фондов помощи русским женщинам за рубежом Ольга Томилина. – Русских называют «Наташами», что здесь является синонимом древнейшей профессии. Это не совсем справедливо – проституцией здесь занимаются не только и даже не столько русские, сколько украинки, молдаванки, румынки, которых тут всех традиционно называют «русскими». Такое устойчивое мнение часто грозит серьезными проблемами: я знаю случаи, когда девушек опаивали вином с подсыпанным клофелином или пытались насильно утащить куда-то. Есть несколько случаев, когда девушек потом приходилось вытаскивать из турецких борделей…
Жертвы профессиональных соблазнителей из Турции рискуют не только сердцем, здоровьем, но порой и кошельком.
«На побережье достаточно известны два брата, которые владеют ювелирным магазином и знакомятся с девушками не только для времяпрепровождения, но и для развода их на дорогостоящие покупки – браслетов за 4–5 тысяч евро, которые на деле оказываются не самыми качественными украшениями – камни из них вылетают уже через несколько месяцев, а золото тускнеет», – пишет одна из таких недовольных покупательниц, которая под воздействием чар турка накупила ювелирки почти на 10 тысяч евро, после чего предприимчивый продавец потерял к ней интерес.
Бизнес «разводил» строго карается в Турции – уголовным наказанием до 10 лет, но грозит оглаской и позором для их русских спонсорш, поэтому часто так и остается достоянием только слезоточивых интернет-форумов. А по окончании каждого нового курортного сезона солнечная Турция дарит россиянам новые незабываемые истории – и трагические, и счастливые.
На заметку
Виза – для россиян не требуется виза в Турцию, въезжающим ставят только печать в паспорт на границе.
Национальная валюта – турецкая лира, но в ряде магазинов и ресторанов принимают также евро и доллары. 1 лира равна 17,5 российским рублям.
Гражданство – законодательство Турции допускает двойное гражданство. Получить гражданство можно: прожив в браке с турком не менее трех лет; купив недвижимость в Турции, можно получить вид на жительство, а по истечении пяти лет претендовать на гражданство; прожив в Турции пять лет; родившись в Турции, если один из родителей имеет турецкое гражданство.