Дмитрий Быков: Петербургский экономический форум – торжество дисбалансов

Наиболее заметный дисбаланс на Петербургском форуме, по-моему, был между его громкой, пафосной витриной и откровенно иронической горьковатой сутью. Русский бизнес вообще так устроен, что витрину всегда соблюдает, но к реальности относится со здоровым и даже нездоровым цинизмом.

Петербургский экономический форум – мероприятие сугубо протокольное или, проще говоря, показушное: сделок на нем заключается и впрямь много, но это потому, что они к нему приурочиваются.

Так теперь принято – именно в конце июня, именно на родине Владимира Путина демонстрировать единение российского бизнеса с иностранным, а заодно и с властью. Там подаются главные сигналы и обновляется политический словарь.

В речи Путина на этот раз особенно часто звучало слово «дисбаланс». Дисбалансов наблюдается два. Один, главный, гнездится в мировой экономике, и его давно пора бы решительно выправить, но мешает политика. Нам политика не мешает, потому что у нас ее нет. Правда, у нас есть свой дисбаланс – между сырьевой отраслью и всем остальным. Но мы это выправим, мы уже дали правительству такое поручение. Мы привыкли действовать решительно, и экономика нас слушается, а то от нерешительных действий Америке и Европе только хуже. Мы бы давно у них все выправили, если бы они нас попросили.

Третий и наиболее заметный дисбаланс на Петербургском форуме, по-моему, был между его громкой, пафосной витриной и откровенно иронической горьковатой сутью. Русский бизнес вообще так устроен, что витрину всегда соблюдает, но к реальности относится со здоровым и даже нездоровым цинизмом.

Президент сам признал, что обогащение у нас, как и во времена первой приватизации, сильно зависит от близости к власти. Так что изображать преданность и не говорить лишнего бизнес научился, и правительство тоже. Но в кулуарах, друг с другом, все они не особо стесняются.

Появился и постоянный алармист – не думаю, что это его личная инициатива, поскольку он-то как раз от микрофонов не бегает. Я говорю об Алексее Кудрине, который был, кажется, единственным экспертом, внятно скорректировавшим оптимистические президентские прогнозы. Он сказал, что, во-первых, начинать очередную волну приватизации и распродавать государственные активы сейчас неправильно, поскольку в нашу падающую экономику никто не пойдет.

Во-вторых, он заметил, что вторая волна кризиса есть и движется по всем правилам, и не готова к ней не только Европа, но и Россия. Впрочем, никаких внятных рецептов по спасению экономики он тоже не предложил, да и какие внятные местные рецепты помогут против глобальных процессов? Зато Михаил Прохоров внятно сказал, что бороться с экономическим кризисом в отсутствии политики трудней, а вовсе не легче. Потому что если конкуренции нет в политике, ее и в экономике не будет – а без нее нам не остается ничего, кроме унизительной зависимости от собственного сырья.

Никого особенно не обнадежило и назначение Бориса Титова на свежеучрежденную должность омбудсмена от бизнеса, то есть блюстителя его интересов, попросту говоря. Очевидно же, что власть будет поощрять или размазывать бизнес вне зависимости от мнения Бориса Титова, руководствуясь единственно тем, что нравится или не нравится ей лично. «Боря хороший человек, шампанское любит, но не боец», – рассказал мне однокурсник, ныне один из лидеров водочного производства.

Что до инноваций, с ними все просто. Первым делом я поспешил на стенд Сбербанка, потому что очень люблю его. Инновация там заключалась в том, что желающему выдавали большой пластмассовый куб и предлагали представить, что это его личное малое предприятие. Я решил открыть булочную. Выяснилось, что шесть граней моего куба – это шесть условий успеха: способности, упорство, еще что-то… На самом деле моему кубу хватило бы двух граней – дружбы с начальством и умения горячо участвовать в имитационных тусовках. Но думаю, что долго эта булочная не простояла бы. Двугранных кубов не бывает – как, впрочем, и хорошего климата в безвоздушном пространстве.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика