Что творится за забором лаборатории вечной молодости

Sobesednik.ru побывал в НИИ в Сухими, где ученые испытали на обезьянах «эликсир молодости» – дегидроэпиандростерон

Фото: Чтобы прокормить приматов, НИИ вынужден пускать посетителей за деньги – но только в питомник // автора

Sobesednik.ru побывал в НИИ в Сухими, где ученые испытали на обезьянах «эликсир молодости» – дегидроэпиандростерон.

Еще со времен Клеопатры человечество пытается найти рецепт вечной молодости. Похоже, сегодня ученые близко подошли к разгадке этой тайны.

Недавно Владимир Путин вручил Госпремию генетику из Сыктывкара Екатерине Прошкиной за прорывные разработки по продлению жизни. Между тем и абхазские ученые утверждают: они уже открыли «гормон омоложения». Опыты над обезьянами прошли удачно. Теперь – очередь за людьми.

Наш корреспондент решил собственными глазами увидеть, где делают этот чудо-препарат, и записался добровольцем.

Режимный объект

[:rsame:]

НИИ экспериментальной патологии и терапии в Сухуми, известный в народе как обезьяний питомник, расположен на склоне горы Трапеция и занимает 21 га. Гордость Абхазии вызывает смешанные чувства: многие здания или разрушены, или находятся в аварийном состоянии. Глядя на всю эту разруху, не веришь: неужели именно здесь были изобретены ставшие в свое время революционными вакцины от брюшного тифа, сифилиса, чумы и заболеваний головного мозга, которые спасли миллионы жизней?

Как бы то ни было, институт действует и продолжает делать научные открытия, несмотря на то, что на его содержание выделяется всего 28 млн руб. в год. НИИ до сих пор считается режимным, и простым смертным дорога туда заказана. Но мне удалось получить приглашение.

Все держат язык за зубами

В ожидании директора общаюсь с зав. музеем НИИ. Альдона Салакая работает здесь более 20 лет и рассказывает, что сегодня в институте проводится около десяти научных исследований. Каких именно – государственная тайна.

– Ой, я ничего не знаю! – отмахивается от неудобного вопроса Альдона. – Даже сотрудники лаборатории не знают, чем занимаются их коллеги.

Чтобы уйти от запретной темы, Альдона предлагает посмотреть на обезьян. В разных вольерах здесь обитают 600 приматов. Только нет среди них горилл и шимпанзе: у них 15% генов схожи с человеческими, и по требованию СИТЕС (международной правозащитной организации) все биомедицинские исследования над ними категорически запрещены.

[:rsame:]

Попытка заигрывать с обезьянами ничего не дала – они или мирно спали, или лениво ходили по вольеру, не обращая на меня никакого внимания.

– Обезьяны только что пообедали, им сейчас не до вас, – смеется смотрительница Майя Гицба. – Посмотрите, какие они отрастили пуза! В свое время рацион для них составляли в Институте питания: овощи, фрукты, орехи, хлеб, яйца, молоко. Ну чем не жизнь?!

Но мирная картина резко меняется, когда за обезьянами приходят ученые.

– Поднимается дикий ор, – рассказывают женщины. – Обезьяны, в отличие от некоторых людей, умеют сочувствовать и искренне переживают за своего сородича. Без слез на это смотреть невозможно…

Но наука есть наука, тут не до сантиментов. Смертность высокая. Холодильная камера местного патологоанатомического отделения никогда не пустует…

Люди будут рожать в 80 лет

И вот наконец сижу в кабинете академика Зураба Миквабии, который рассказывает о «гормоне омоложения», ради которого, собственно, я и приехал в Сухуми. Скажу сразу: продемонстрировать ампулу с волшебным эликсиром мне отказались, показывая пальцем на потолок и объясняя, что заказчик эксперимента – Эндокринологический научный центр Минздрава РФ, который платит немалые деньги за свои опыты в Абхазии – добро на это не давал.

[:image:]

– «Гормон омоложения» (дегидроэпиандростерон – ДГЭА), над которым ломали голову мировые светила еще со времен Клеопатры, был создан в 1930-е годы, – рассказывает академик. – Но никто не знал, как его использовать правильно. Препарат очень коварный. Вроде омолаживал, но имел кучу побочных эффектов вплоть до летального исхода. Понадобилось почти 100 лет, чтобы вычислить нужную дозировку ДГЭА, который не имел бы побочных действий.

– У нас в питомнике около 100 обезьян-долгожителей в возрасте 25–30 лет, – затягивается трубкой академик. – По человеческим меркам им перевалило за 80. Вместе с ученым из России Николаем Гончаровым мы провели большую работу и выяснили: инъекция ДГЭА омолаживает обезьян на 4–5 лет (по человеческим меркам это 20–30 лет). Один из пожилых приматов после трех месяцев уколов стал отцом здорового малыша. И это как бы в человеческие 80 лет! Сейчас опыты проводятся на самках, которые утратили репродуктивную функцию.

ДГЭА (правильная доза которого держится в секрете), по словам Миквабии, настоящий прорыв в науке и творит чудеса. У пожилых обезьян улучшилась долговременная оперативная память и восстановился волосяной покров. Препарат осталось испытать на людях. Для этого нужны добровольцы. Если испытания пройдут удачно, в ближайшее время человечество сможет легко скинуть 20–30 лет и будет рожать даже в 80. И это не фантастика, а реальность.

Я, конечно, записался добровольцем. Правда, потом призадумался: хочу ли я стать десятилетним мальчиком? Что на это скажет моя жена?

Почему некоторые живут дольше

[:rsame:]

– Мы сейчас пытаемся понять, почему долгожителей больше среди обладателей нулевой группы крови (в НИИ провели специальные исследования среди долгожителей Абхазии – Авт.). Попутно изучаем физиологию пожилых обезьян, чтобы сделать сравнительный анализ, – кратко объясняет суть работы Зураб Ясонович и тут же закрывает толстую папку с результатами исследований: больше ни слова.

В НИИ на эту тему вообще говорят очень аккуратно, полунамеками – ведь об опытах над животными нигде стараются не распространяться. К тому же для сухумского НИИ тема эта тем более деликатная, что в свое время институт обвиняли во всех грехах, даже сравнивали с нацистской Германией (которая ставила жестокие эксперименты над людьми). Дело в том, что в 1920–1930-е годы, во времена расцвета евгеники (учения о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств), в научных лабораториях этого НИИ, говорят, проводились дикие с точки зрения современной науки опыты по скрещиванию человека и приматов. Зураб Миквабия с неохотой говорит на эту тему:

– Что было, то было, мы все равно не узнаем всей правды. Когда я в 2009 году пришел в институт, обнаружил, что весь архив тех лет исчез…

Есть, впрочем, версия, что архив института хранится на Лубянке и засекречен на 100 лет.

/Тем вренемем
Что же открыла Екатерина Прошкина?

29-летний генетик работает в Институте биологии Республики Коми. Девушка нашла специальные ферменты, которые защищают ДНК от случайных повреждений, приводящих к старению клеток. Опыты на мушках дрозофилах дали положительный результат: насекомые научились выживать после агрессивного воздействия радиации и химического загрязнения. По словам Прошкиной, найденные вещества помогут омолаживать организм на 20–30 лет, а при грамотной стимуляции защитных сил человек вполне сможет дожить и до 200 лет.

Правда, это лишь начало пути – у человека и насекомых слишком разная природа. Так что впереди у Екатерины еще годы исследований.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика