Почему катастрофы "Прогрессов" и "Протонов" уже не удивляют?

Не успели утихнуть страсти по неудачному запуску «Прогресса», как в лесах Забайкалья сгинула очередная ракета «Протон»

Фото: Падение "Протона" и "Прогресса" // Василий Смирнов / Russian Look

Не успели утихнуть страсти по неудачному запуску «Прогресса», как в лесах Забайкалья сгинула очередная ракета «Протон».

Проблемы у ракеты-носителя с мексиканским спутником MexSat-1 на борту начались через 10 минут после старта — и спасти ни её, ни зарубежный аппарат не удалось. После такого даже Дмитрий Рогозин признал, что дела в отрасли плохи.

Напомним, что год назад аналогичная ракета-носитель со спутником «Экспресс-АМ4Р» упала через 9 минут после старта, поскольку в промежуток между отделением второй и третьей ступеней произошло аварийное отключение двигателей. А в 2013 году вместе с «Протоном», так и не долетев до орбиты, торжественно сгорел спутник 3 КА ГЛОНАСС-М. Ну а вообще эта эпопея, если не считать неизбежные аварии в испытательный период, длится с 2010 года.

— А вы знаете, отчего произошла самая первая авария «Протона» в 2010 году? — рассказывает ветеран Байконура, заслуженный испытатель космической техники Николай Семенов. — При заправке ракеты перелили топлива на 1,5 тонны больше, чем нужно. Как это произошло? Уровень топлива контролируется двумя способами — электронным датчиком, который загорается, когда баллон заполнен, и счетчиком, похожим на те, что устанавливают в ванной. Он просто отматывает, сколько горючего залито. Как потом выяснилось, там поменяли баллон. Новый оказался несколько больше старого. Счетчиком при контроле не пользовались, а датчик не перенастроили. Он и загорелся, когда баллон заполнился. Я считаю, это была просто спланированная авария.

По мнению эксперта, череда неудачных космических запусков (из-за которых, к слову, только с 2010 по 2014 год Россия потеряла 20 млрд рублей) — результат даже не столько развала отрасли, сколько элементарного наплевательства.

— Причина — в системе, — говорит Николай Леонидович. — За последние годы были совершены неверные оргпреобразования, которые и повлияли на результаты. Например, была отработанная еще в Советском Союзе система пусков. Зачем было ее разрушать? «Протоны» летают с 1965 года. Да, первые пуски были частично аварийными, причина была найдена и устранена, все пришло в норму. Но затем наступил период аварий. Предпоследний «Протон» упал потому, что при сборке перепутали датчики установки скоростей. Как можно было допустить такую «плюху», я не знаю.

[:image:]

По словам нашего собеседника, в настоящее время контроль всего цикла — от сборки космического аппарата до его запуска — осуществляется при помощи компьютеров. Возможно, в этой системе контроля не учтены какие-то важные моменты. Результат — фейерверки вместо стартов.

[:wsame:]

— Теперь контроль только промышленный, а мы все делали вручную, — продолжает Семенов. — Солдат в тапочках залезал внутрь, смотрел, все ли в порядке. Кроме того, проверку делала военная приемная комиссия, подчинявшаяся только Министерству обороны. Они приезжали даже на гражданские пуски. Не упускали ничего, высматривали каждую мелочь. Не могу понять, откуда сейчас такая безответственность. Совать нос надо везде! Перед запуском Гагарина было произведено 44 пробных старта, и мы все равно опасались неудачи. Я ничего не имею против нынешних руководителей отрасли — Рогозина и Комарова, но у них нет опыта работы с ракетной техникой. Меня пытаются убедить, что Комаров — хороший руководитель, «знает, откуда взять финансирование». Да ему Минфин должен выделять столько, сколько нужно! Опыт автомобилестроения — это, конечно, хорошо. Но на космодроме он не помогает, — уверен испытатель.

Вину за неудачу «Протона» пытаются свалить на ее разработчиков — ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Оперативно выявлены миллионные хищения — короче, крайний найден. Однако, как рассказал наш собеседник, предприятие уже давно пришло в упадок. Опытные специалисты, старики либо уволены, либо ушли из жизни. А молодежь бежит оттуда, потому что мало кто может жить и содержать семью на 20–25 тыс. рублей.

Собственно, это, к сожалению, даже не сенсация. На низкие заработки и ужасные условия проживания специалистов обратил внимание на днях даже вице-премьер Рогозин. Не знаем только, сколько еще «Протонов» надо уронить, чтобы помимо гневных слов еще и делалось то, что может вернуть отечественную космонавтику хотя бы на советский уровень.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика