"Гибридная война" болельщиков: цель не в погромах, а в реакции?

Sobesednik.ru узнал у журналиста Андрея Солдатова, мог ли Кремль использовать болельщиков для «гибридной войны»

Фото: Беспорядки, устроенные фанатами из РФ, связали с "гибридной войной" Кремля // Global Look Press

Sobesednik.ru узнал у журналиста Андрея Солдатова, мог ли Кремль использовать болельщиков для «гибридной войны».

Английское издание The Guardian накануне заявило о том, что к беспорядкам на Евро-2016 во Франции причастен Кремль. Как писал Sobesednik.ru, по мнению британского издания, президент России Владимир Путин использовал российских болельщиков в целях гибридной войны. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что публикация — «пример, до чего доходят некоторые в своей русофобской истерике».

Главный редактор сайта Agentura.ru Алексей Солдатов, один из авторов книги «Новое дворянство. Очерки истории ФСБ», рассказал Sobesednik.ru, что обвинения Англии могут быть не беспочвенны:

— Как мне кажется, в наше время термин «гибридная война» применяется излишне широко и сложно уже понять, что именно имеется в виду. В данном случае надо учитывать, что российские фанаты, выезжая за рубеж, получают поддержку от госструктур, в том числе и визовую поддержку и так далее, и все эти организации тесно аффилированны с государством. В принципе, без государственного одобрения мало что делается.

Я сильно сомневаюсь, что они получали какой-то приказ в прямой форме, но что они что-либо делали масштабное без каким-то образом выраженного одобрения, я тоже сильно сомневаюсь.

— Может ли государство использовать такие неформальные сообщества в своих интересах?

— Учитывая недавнюю российскую политическую историю, я думаю, что это вполне возможно. У нас есть масса примеров, когда неформальные организации — от организации байкеров «Ночные волки» и активистов прокремлевских молодежных движений до каких-то патриотических объединений — использовались с политическими целями как внутри страны, так и за пределами страны. Вспомним, например, скандальные поездки байкеров в Европу и так далее.

— Если допустить, что это правда, как действия российских болельщиков могли принести пользу государству? Ведь они фактически только избивали английских фанатов.

— Смысл заключается не в том, что они кого-то избивали, а в ответных мерах, принятых в Европе, которые позволяют поддерживать градус мобилизации в обществе, ставка на которую была сделана в Кремле после Крыма. Для этой мобилизационной поддержки необходимо ощущение осажденной крепости, того, что нас все обижают и вокруг враги, которые только и мечтают, чтобы организовать очередной заговор, унизить и обидеть Россию.

В данном случае, как мы видим из реакции официальных лиц, включая Владимира Путина, из его высказывания по этому поводу видно, что именно так воспринимается ситуация с фанатами — как то, что Россию несправедливо ожидают. И потому для того, чтобы поддерживать население в таком мобилизационном состоянии, это достаточно полезно.

[:image:]

— Стоит ли ждать чего-то похожего и дальше?

— Я думаю, что да, вполне возможно. Дело в том, что из этого состояния нет никакого выхода, который, скажем, устроил бы Кремль. Потому что если просто начать успокаивать общество, то неминуемо пострадает уровень поддержки Владимира Путина, «Единой России» и политики Кремля в целом. Я думаю, что на это сейчас никто не решится идти, учитывая грядущие выборы, как парламентские, так и президентские.

Будут попытки и дальше поддерживать уровень истерики, а это можно делать очень просто. Для этого, по большому счету, не нужны какие-то серьезные вложения или спецоперации, достаточно просто на информационном фоне искать события, которые могут быть представлены как нанесение обиды России. А для этого сгодится все что угодно. Как мы видели в последнее время, это был, например, проигрыш России на Евровидении, или допинговый скандал, или побоище фанатов. Любой повод может быть использован для того, чтобы снова и снова посылать этот сигнал населению — о том, что Россия находится в кольце врагов.

— Такие попытки мобилизации населения могут привести к серьезным последствиям? Не просто сбросу информации о том, что Россия в кольце врагов, но к разжиганию, например, межнационального конфликта?

— Да, это может происходить. В принципе это уже делалось. Российская политическая история знает примеры, когда таким образом разжигалась ненависть сначала к полякам, потом к грузинам, потом к украинцам. По большом счету, ничто не мешает устроить такую кампанию по отношению к любой этнической, национальной группе, это очень легко представить.

Другое дело, что это может привести к еще большей изоляции России в тех областях, в которых, скажем так, Кремль достаточно уязвим. Например, может привести к тому, что у России не останется шансов провести Чемпионат мира [по футболу в 2018 году] и так далее. Но если главная задача — это поддержание рейтинга через мобилизацию населения, то, наверно, на пути к этой цели можно чем-то жертвовать, — заключил Андрей Солдатов в интервью Sobesednik.ru.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика