Как закон о блогах уничтожит мечту Дмитрия Медведева

В последние годы у самой активной части общества вроде бы наметилась определённая тенденция к формированию правового сознания, однако пришли такие изменения, что называется, откуда не ждали

Фото:

Несколько лет назад тогдашний президент, а ныне премьер-министр России Дмитрий Медведев рассуждал о необходимости изживать «правовой нигилизм», якобы присущий согражданам. В последние годы у самой активной части общества вроде бы наметилась определённая тенденция к формированию правового сознания, однако пришли такие изменения, что называется, откуда не ждали.

Под самой активной частью общества здесь мы понимаем тех людей, что сперва были наблюдателями на выборах-2011, а затем протестовали междувыборной зимой на Болотной и Сахарова. Они же, в частности, окрестили Государственную думу шестого созыва «взбесившимся принтером». Они много обсуждали и критиковали всё новые и новые, подчас и впрямь абсурдные законодательные инициативы парламентариев. Так образовалась по крайней мере прослойка российского общества, которая почти досконально осведомлена если не обо всём отечественном законодательстве, то по крайней мере о новеллах последних двух лет. Эти люди были в курсе всех запретов, появившихся в последнее время: что отныне нельзя говорить вслух и писать в Интернете, куда и когда нельзя ходить и чем теперь запрещено заниматься. Эти люди называли большинство законодательных новшеств бредом — однако в итоге, как ни крути, были основной аудиторией законодателей. В сравнении с людьми менее активными в социально-политической сфере они безусловно были подавляемым меньшинством, однако их активность делала их гораздо заметнее на фоне пассивных сограждан.

[:image:]

24 апреля президент России Владимир Путин в своей излюбленной манере (с обязательными просьбами не переборщить, туманными ссылками на «мировой опыт» и побасёнками о том, что Интернет вообще изобрело ЦРУ) поддержал новую идею Госдумы: обязать блогеров с суточной аудиторией более чем в три тысячи просмотров проходить обязательную регистрацию. Между тем закон этот, говорят эксперты, заведомо неисполним буквально. Никакой Роскомнадзор не сумеет, как предполагается ему предписать, отслеживать миллионы страниц ежедневно, выбирая среди них те, которые регулярно посещает больше трёх тысяч человек, и уведомляя их хозяев о необходимости «встать на учёт».

[:image:]

Значит, делают вывод многие, закон будет применяться выборочно. У инакомыслящих, которые станут слишком заметными, обязательно так или иначе насчитают три тысячи посещений в сутки — и вскоре найдут причину заблокировать доступ к их блогу. Блогер ведь тем и отличается от СМИ, что он сам себе голова, и у власть предержащих нет возможности надавить ни на редактора, ни на владельца, ни на распространителя. Он отвечает только перед своей совестью и перед законом, что по нынешним временам неслыханное нахальство.

И сейчас никто ведь не мешает привлекать блогеров к ответственности за, скажем, клевету или экстремистские высказывания. Прецедентов хватает, а на днях Алексей Навальный вообще оказался между молотом и наковальней: один суд своим решением запретил ему пользоваться Интернетом, другой заблокировал доступ к его блогу на территории РФ, а третий... обязал опубликовать во всё том же блоге опровержение ранее размещённой там информации!

[:image:]

Практика правоприменения всё сильнее погрязает в абсурде и без нового закона. Он, впрочем, всё равно исполним разве что в безграничной фантазии автора какой-нибудь антиутопии о том, как за всеми следит Большой Роскомнадзор, имеющий в своём распоряжении бесконечное количество человеко-часов.

Естественно, такое положение дел не способствует формированию уважения к закону, суду и институту права как таковому. И глядя на то, как развивается в последние дни общественная дискуссия, замечаешь, что за буйной мыслью законодателей уже не пытаются уследить даже те самые «рассерженные горожане» (они же «креативный класс», они же «бандерлоги», они же «пятая колонна»). Над новым законом потешаются, его встречают угрюмой иронией, некоторые заранее прощаются с сетевыми друзьями. Однако почти никто не дал себе труда ознакомиться с законопроектом хотя бы понаслышке. Дескать, что толку, если суть одна: «Как пожелаем, так и сделаем»?

[:image:]

Можно, конечно, вспомнить излюбленную русскую пословицу про закон что дышло. Правда, это не отменяет того, что общество ответственных граждан, знающих законы и осведомлённых о своих правах и обязанностях — голубая мечта Дмитрия Медведева — некоторое время назад замаячило где-то далеко на горизонте. Теперь оно пропало из виду вновь — судя по всему, надолго.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика