Леонид Поляков: Восточной Украине нужно готовиться к самому худшему и кровавому сценарию

О причинах и сути политического обострения на юго-востоке Украины, а также о возможных перспективах развития этой ситуации мы пообщались с политологом, членом Совета по правам человека при президенте РФ Леонидом Поляковым

Фото:

Донецк, Харьков и Луганск в один день 6 апреля громко заявили о своих оппозиционных настроениях. Массовые митинги в этих регионах переросли в захваты правительственных зданий и призывы к вмешательству России. О причинах и сути политического обострения на юго-востоке Украины, а также о возможных перспективах развития этой ситуации мы пообщались с политологом, профессором ВШЭ и членом Совета по правам человека при президенте РФ Леонидом Поляковым.

– В Донецке и Харькове были захвачены здания обладминистраций, в Луганске штурмом взяли местное управление СБУ. Как вы думаете, с чем связано такое внезапное обострение на юго-востоке Украины?

– Я бы не стал называть его внезапным. На юго-востоке Украины, мягко говоря, недовольство киевской властью или, как они ее называют, «киевской хунтой» зрело давно, и люди в этих трех областях выходили на массовые митинги практически каждые выходные. Поэтому то, что произошло 6 апреля, это закономерный результат развития предшествующих событий. Терпение людей лопнуло.

Президент Украины Виктор Янукович сформулировал требование регионов юго-востока о проведении референдума с целью четкого определения полномочий центральной и областной власти. После этого у этих регионов появилось законное основание выдвигать именно это требование, что, собственно, и произошло.

– Обострение сразу в трех городах произошло в один день 6 апреля. Не наводит ли это на мысль о спланированной акции?

– Не исключаю того, что координация этих действий существует. Однако для того, чтобы такую акцию синхронно осуществить, нужно не просто организовать какой-то флешмоб из пяти или десяти тысяч — нужен подъем людей. То, что произошло, например, в Донецке — это не собрание облсовета: реально депутаты областного совета не собираются уже больше месяца, их даже найти не могут. Это собрание всех городов Донецкой области.

Бунты в Донецке, Луганске и Харькове — это не просто чья-то манипуляция, это реальный подъем возмущенного народа, который не хочет жить под властью, которую они не признают, он не согласен существовать в обстановке террора и запрета на родной язык, когда непонятно кто назначается в качестве областного начальника…

Помимо естественной координации, здесь существует еще и реальная основа. Огромное число жителей этих регионов действительно готовы идти на крайние меры, чтобы не подчиняться киевской власти.

– Как вы считаете, как относится большинство жителей юго-востока Украины к идее присоединения к России?

– Если судить по тому, как реагировало собрание упомянутых народных представителей в Донецке, то подъем наблюдается огромный и симпатия к России безусловная. Напомню, что они приняли декларацию-призыв к президенту Российской Федерации Владимиру Путину: обеспечить присутствие российских миротворцев, если киевская власть попытается силой подавить самоорганизацию населения в Донецке.

Любопытно, что по официальным данным в Донецкой области 57% украинцев и только 38% русских. Однако очевидно, что никакого разделения по этническому признаку в настроениях населения нет. Декларация о независимости принималась единогласно, а декларация-обращение к президенту Путину также была поддержана всеми. Симпатия к России огромная, но депутаты оставили окончательное решение жителям Донецкой области. На 11 мая назначен референдум, на котором предстоит определить какова дальнейшая судьба региона — остается ли он в составе Украины, или будет образовываться самостоятельное государство. Возможно, в дальнейшей перспективе будет обращение к России с просьбой принятия в состав РФ в качестве независимого субъекта.

– Какую реакцию следует ожидать от властей России на то, что происходит на юго-востоке Украины?

– Во-первых, власти в Киеве нелегитимны, что четко и ясно заявлено нашим президентом. Частичная легитимность Верховной рады признается, все остальные считаются самозванцами. Их действия в отношении народа Украины, органов власти и местного самоуправления не что иное, как произвол. Поэтому надо признавать право людей на самоопределение в той ситуации, когда законной власти не существует. Следует признать и законный протест против всех форм угнетения, притеснения и террора.

Но что делать, если события пойдут по формату Крыма? Это представить себе трудно, поскольку ситуация кризисная и крайне острая. Мы уже знаем, что среди европейских политиков раздаются голоса о готовности НАТО послать войска на Украину в случае попытки отделения юго-востока Украины по примеру Крыма. Перед нами стоят очень серьёзные задачи и непростой выбор. При подобном сценарии нам прямо угрожают войной.

– Кто из внутренних сил на Украине может воспользоваться обострением ситуации на юго-востоке?

– Воспользоваться этим сейчас пытаются многие. Тимошенко, кажется, летит в Донецк, Олег Ляшко [народный депутат, кандидат в президенты Украины — прим. «Собеседник.ру»] обещал появиться в Харькове во главе десятитысячного отряда. Правда, про него что-то не слышно. Думаю, будут попытки и среди остальных претендентов на кресло президента каким-то образом нажиться на этой ситуации. Полагаю, и Порошенко, и Кличко начнут что-то соответствующее заявлять. Понятно, что любой кризис — это благодатная почва для того, чтобы политики попытались на нем нажиться. Желающих будет много.

– Может ли это дать толчок к возрождению Партии регионов?

– Пожалуй, да. От Партии регионов убежало несколько десятков людей в парламенте, благодаря чему Верховная рада сейчас что-то может принимать. Однако парламентская основа этой фракции, которая составляет около 100 депутатов, остается значительной, а теперь у этой силы появляется шанс. В обозначившейся ситуации существует реальная перспектива возродиться, переформатироваться, избрать нового лидера и превратиться в очень серьезную политическую силу, у которой есть законный статус. Думаю, что если Партия регионов не воспользуется даже этим шансом, то она навсегда себя вычеркнет из политического пейзажа Украины.

– Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов отменил визит в Литву из-за ситуации в Донецке и Луганске. Похоже, протесты юго-востока серьезно беспокоят киевскую власть. На какие действия решиться сегодняшняя украинская власть в ответ на события в Донецке и Луганске?

– Не исключаю, что на самые крайние. Уже объявлены разного рода мобилизации. Определенные силы объявили о своем намерении послать на юго-восток Украины своё ополчение, такие как «Наступ» и, конечно, «Правый сектор». Вполне возможно, что именно эти отряды начнут пытаться захватывать здания власти, разгонять митингующих, арестовывать и, может быть, даже убивать лидеров протеста. Восточной Украине нужно готовиться к самому худшему и кровавому сценарию. Судя по той истерии, которая идет в украинских СМИ и среди так называемого «украинского политикума», люди находятся в определённом шоке, а в этом состоянии они способны наделать много бед.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика