Мэр Ярославля Евгений Урлашов: Таких масштабов коррупции я не ожидал...

Евгений Урлашов был избран мэром Ярославля в апреле 2012 года. Он победил вопреки всему, положив на лопатки кандидатов от «ЕдРа» и обойдя ловушки, расставленные конкурентами. Каково ему сегодня управлять городом? Как относится Кремль к нестандартному мэру?

Евгений Урлашов был избран мэром Ярославля в апреле 2012 года. Он победил вопреки всему, положив на лопатки кандидатов от «ЕдРа» и обойдя ловушки, расставленные конкурентами. Каково ему сегодня управлять городом? Как относится Кремль к нестандартному мэру?

Все спорил с Немцовым

– Вас пригласили выступить в Совете Европы сразу после избрания. Зачем?

– Я защищал демократию в России. Выступал против Немцова, который демократии у нас не видит. А я – ее живой пример. Рассказал, как меня избирали. Зал СЕ мне аплодировал.

– Вы в городе разрешили все митинги. Был повод?

– Нет, просто обычно все запрещают: якобы уже подана заявка на это время и это место... А я думаю – никакой беды, если люди выйдут с плакатами и выскажут свое мнение. Вот и подписал распоряжение – у нас теперь все митинги разрешены. И их, кстати, нет.

«Я для них – выскочка»

– Много было неожиданного, когда вы сели в это кресло?

– Только размах коррупции – я не ожидал таких масштабов. А все остальное... Многим не нравится, что я со своей командой пытаюсь навести порядок.

– Кто эти «многие» – экс-мэр, руководивший городом больше 20 лет, а теперь депутат муниципалитета и советник губернатора, который был у этого мэра замом? Или другие чиновники – ведь старую мэрию вы уволили, но почти все они теперь работают в областных структурах...

– У них свои отношения. Я для них – выскочка. Ведь они строили карьеру шаг за шагом, вступали в партии, в коалиции, налаживали связи... И мнили себя элитой. А я пришел и пытаюсь действовать по закону, так как элитой себя не считаю, я нанят народом. И главная борьба у нас идет за деньги, которые область должна передавать городу – на строительство дорог, на повышение зарплат бюджетникам... Если этих денег не будет, народ скажет, что я обманщик. В этом плане у нас не то чтобы конфликт с Ястребовым, но определенное непонимание.

– Выходит, проблема у вас все же с губернатором, а не конфликт с Кремлем?

– С Кремлем у меня вообще нет конфликтов.

– То есть вас нормально принимают в администрации президента?

– Да.

Письма Путину

– Непонимание с Ястребовым вы решаете с помощью писем Путину? Кажется, было уже два письма. Не скажет ли однажды президент: вот, избрали оппозиционного мэра, а он сам ничего решить не может...

– И третье письмо будет, и четвертое, если надо. А к кому мне еще обращаться-то? У нас система так выстроена – ты должен обращаться к тому, кто может решить. Я же вижу, что после этих писем Путин начинает действовать. Это нормально. Просто надо, чтобы ему кто-то сказал о нарушениях. Есть и другой способ – договариваться. Ну, а если не получается договариваться?

Когда я стал мэром, я сразу пришел к Ястребову и предложил вместе работать, вместе лоббировать интересы региона. Да что греха таить, благодаря моим связям удалось организовать встречу с главой Минфина. У нас был реальный шанс получить трансферт на область. Мы с губернатором должны были прийти к министру вместе. А Ястребов пришел раньше и так провел переговоры, что денег область в итоге не получила.

– Зачем же он так?

– Думаю, все это в интересах «Единой России», к которой примкнул Ястребов. Им неважно, что будет дальше, главное – выиграть.

– Итак, первое письмо Путину – про то, что область не дает денег на повышение зарплат бюджетникам?

– Да. В указе президента четко сказано: на бюджетников деньги должен дать субъект Федерации (а ему перечисляют их из центра). Ястребов всем муниципалитетам дал. Кроме Ярославля: мол, вы город-донор. То есть они хотели на меня навесить фактически 434 млн трат. А у нас бюджет развития меньше 300 млн, понимаете? А это строительство детских садов, ремонт дорог и т.д. Получается, они хотят у меня всё отнять. Естественно, я встал в позу. Сначала мирно пытался решить. Не получилось. Делать нечего, я написал Путину. И тут же – прошло несколько дней – Ястребов мне дает первые деньги, 217 млн. Сейчас мы готовим иск на губернатора – иначе, видимо, вторую часть не получить.

Без охраны

– Вы уже многим «наступили на хвост» в городе: подрядчику, который строил и убирал дороги; москвичу, у которого теперь не получается отгрохать гостиницу в историческом центре, который под охраной ЮНЕСКО; арендаторам, у которых отняли льготную аренду; теперь вот с незаконными ларёчниками воюете... Против вас выступают и местная прокуратура, и суд, и губернские чиновники, и обласканный прежней командой бизнес. Говорят, при этом ходите без охраны?

– Да, и не собираюсь менять своих привычек... А по дорогам и уборке города такая ситуация. Был у нас подрядчик, некто Погосян. Дороги он строил плохие. И я перестал платить. Оплачивал только то, что мы приняли. Причем проверяли мы не только качество асфальта, но и технологию – какие, к примеру, подушки под этим красивым асфальтом. В итоге заплатили ему где-то только 30%. Ему это не понравилось. А ведь Погосян этот выиграл еще и конкурс на уборку улиц, уронив цену ниже себестоимости. Поэтому улицы убирал очень плохо. Видимо, думал, договоримся – ведь по закону от подрядчика мы отказаться не можем до конца года, значит, меня этим можно шантажировать. Но со мной такие вещи не проходят. И когда перед Новым годом пошел снег, а Погосян технику вообще не вывел, я обратился к друзьям, местному бизнесу.

В общем, предновогодние снегопады мы пережили достойно. Вот сегодня подписывал им благодарности – ни копейки город за это не заплатил. Сейчас у нас другой подрядчик.

С арендой тоже все непросто – мы стали проверять контракты, обнаружили: чуть ли не весь центр, огромные помещения, сдается в аренду за копейки (от 47 коп. за кв. м до 16 руб.!), а по факту там не льготники, а кафе и магазины. Естественно, те, кого выселяем, недовольны.

– Прокуратура вам не союзник?

– Трудно сказать. У нас сейчас активно развивается борьба с незаконными ларьками. Я начал ее раньше столичного мэра, но не так жестко. Так вот, сейчас прокуратура подала иск в суд на якобы незаконные действия мэрии по сносу ларьков, и буквально за неделю (вот так бы суд работал по другим вопросам!) было вынесено решение не в нашу пользу.

Самое пикантное, что предыдущий прокурор (он сейчас в Генпрокуратуре) в 2011-м предписывал мэрии ровно это — сносить незаконные постройки без суда. А нынешний работал тогда его замом и ничего странного в том предписании не видел... Вот так и живем.

Пять фактов из жизни мэра

1 Евгений Робертович Урлашов – законченный трудоголик. А в первые дни, когда стал мэром, уходил из кабинета в 4.30 утра, чтобы в 8.30 быть уже на рабочем месте. На вопрос, зачем было уезжать, отвечает: «Чтобы спать в своей кровати».

2. Говорит, что 10 лет готовился к тому, чтобы возглавить город и показать, как можно жить иначе. Для этого к своему юридическому образованию прибавил учебу в Академии госслужбы и в «Леонтьевском центре» в Питере, где изучал развитие территорий... Его настольная книга – «Креативный город» Чарльза Лэндри. Амбиций возглавить область пока не имеет.

3. Играл в футбол в дубле «Шинника». Любит живопись. Дома небольшая коллекция – работ 20. В основном заказывает копии полотен Констебля, Сурбарана.

4. Живет в стандартной 3-комнатной квартире с 18-летней дочерью-студенткой. Когда дочери был год, в семье произошла трагедия – в дачном доме, где находились его супруга и ее отец, взорвался баллон с газом. Оба погибли. Годовалая Настя в это время гуляла с бабушкой, поэтому они остались живы. С тех пор Урлашов воспитывает дочь один. Говорит, что однолюб.

5. У него был свой небольшой бизнес – гаражно-строительный кооператив. Став депутатом муниципалитета, отдал его партнеру. Говорит: неинтересно двигаться в одной плоскости.

Фото из личного архива Евгения Урлашова

Читайте также

Мэр Ярославля Евгений Урлашов подружился с губернатором
Андрей Туманов: Чиновничьи политинтриганы и обратный эффект

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика