"Исключения становятся правилами": будут ли репрессии против геев в РФ

Возможны ли по всей стране облавы на геев, подобные тем, о которых сообщают из Чечни, Sobesednik.ru узнал у социолога

Фото:

Возможны ли по всей стране облавы на геев, подобные тем, о которых сообщают из Чечни, Sobesednik.ru узнал у социолога.

Как ранее сообщал Sobesednik.ru, в нескольких СМИ появилась информация о том, что сотни мужчин, подозреваемых в гомосексуализме, лишены свободы в Чечне. По словам источников, в республике существуют секретные тюрьмы для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, где тех избивают и унижают. Тех же, кого выпускают на свободу, потом могут убить родственники, говорится в расследовании «Радио Свободы». Между тем официальные власти отрицают подобные практики и инциденты: так, пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов на вопросы прессы ответил, что геев в Чечне «попросту нет».

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон в разговоре с Sobesednik.ru отметил, что негативное отношение к гомосексуальности свойственно не только чеченскому обществу, но и российской традиционной культуре:

— Здесь и библейская традиция, и, собственно, народная, — объясняет Левисон. — Но это отношение в основном выражается как раз в словесных формах — есть соответствующие ругательства. В русской среде преследований людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией мы не знаем.

Социолог добавляет, что «в некоторых случаях гомосексуализм практикуется как норма в местах лишениях свободы»: «Таково было состояние на протяжении многих лет».

По словам Левинсона, ситуация поменялась, когда о гомосексуализме начали говорить депутаты, «имеющие определенный политический интерес»: отношение к людям с нетрадиционной ориентацией «превратилось в проблему публичной жизни». «Я хочу подчеркнуть, что это не шло из народной среды — это было внесено в нее определенными политическими средствами», — отмечает социолог.

— Что касается Чечни — я не знаю, как там обстояло дело в традиционном обществе, по крайней мере, мы никогда не слышали о преследованиях и так далее. Но, опять-таки, с политизацией разного рода таких отношений отношение к людям нетрадиционной ориентации [ухудшилось], их стали подвергать преследованиям, — рассказывает Левинсон. — Это делается, может быть, от лица общества, но это делают уже государственные структуры, нарушая законы Российской Федерации, — уверен эксперт.

Социолог считает, что подобные действия властей могут «иметь определенную словесную поддержку в российском обществе в целом», однако он уверен, что «наше общество не настроено на репрессии в адрес людей с нетрадиционной ориентацией»: «Оно бы предпочитало, чтобы это все было тихо и не на поверхности — и в практике, и в их преследовании».

На вопрос о том, насколько возможны такие события в других регионах России, социолог отвечает, что исключать возможности репрессий в отношении лиц нетрадиционной ориентации нельзя. По его мнению, если репрессивные практики, о которых поступают сообщения с Северного Кавказа (такие как похищения и пытки), придут в центр, то тогда и жители других регионов России столкнулся с проблемой «облавы на геев».

— Но это будет частью того остро негативного процесса, который в потенции существует. Это зависит в общем и целом от федеральных властей, — подчеркивает Левинсон. — Или федеральные власти настаивают на том, чтобы законы России воспринимались на ее территории одинаково, или они допускают исключения из этих правил, а эти исключения потом сами становятся правилами.

Хотя сейчас сообщений о таких масштабных репрессиях в отношении гомосексуалов, как в Чечне, не поступает из других регионов России, социолог полагает, что лицам нетрадиционной сексуальной ориентации не стоит во всеуслышание заявлять о своих предпочтениях:

— Люди [в России], насколько я понимаю, предпочитают, чтобы это было вопросами сугубо частной жизни человека. И не только ориентация — есть много вопросов, касающихся сексуальной жизни и других аспектов, которые в нашей культуре не принято обсуждать публично, — замечает Левинсон. — Это вопрос нравов. Если это будет соблюдаться, то русская часть российского общества достаточно толерантно будет к этому относиться и никакой охоты или облав на людей нетрадиционной ориентации не будет.

При этом социолог подчеркивает, что отношение к приезжим в принципе «неласковое», так как они «иноэтничные, инорелигиозные, иноверные». «И тем не менее проникают люди с Северного Кавказа по всем областям Российской Федерации, они имеют какие-то силы превозмочь эту реакцию», — заключил Алексей Левисон в разговоре с Sobesednik.ru.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика