Неугодные угодья. Оленеводы ХМАО сопротивляются властям и нефтяникам

Власти ХМАО объединились с нефтяниками в борьбе против оленеводов. Репортаж Sobesednik.ru

Фото:

Власти ХМАО объединились с нефтяниками в борьбе против оленеводов. Репортаж Sobesednik.ru.

Ханты-Мансийский автономный округ – не только крупнейший регион РФ по запасам нефти, но и родина хантов – малого народа, населяющего местные леса.

Кто из сторон в минусе от такого соседства – очевидно. Sobesednik.ru отправился в глухую тайгу, чтобы узнать, как выживают люди, под домами которых нашли нефть.

Самое обидное, что пугают Путиным

Добраться до хантыйского стойбища непросто. От ближайшего населенного пункта – два часа на автомобиле, потом еще два по лесной чаще на упряжках. В нарты вместо животной силы «запряжены» бензиновые снегоходы, но замерзнуть под двумя свитерами все равно успеваешь.

Размеры родовых угодий о­бусловлены оленьим хозяйством. Чтобы держать морозостойких животных в теле, их необходимо постоянно гонять по огромной территории – ягель растет очень медленно. Сокращение площади автоматически приводит к уменьшению количества рогов и копыт.

Одна из улиц города Когалыма называется проезд Сопочинского – в честь фамилии хантов, чьи угодья поглотила когда-то часть города. Семья подвинулась, однако нефтяная промышленность заставляет ужиматься еще сильнее.

Сейчас потомки тех самых Сопочиных пытаются разрешить конфликт с «Газпромнефтью», получившей от Роснедр лицензию на освоение территорий, входящих в их родовые угодья. С другой стороны уже ведет разведку ЛУКОЙЛ. Если обе компании продолжат реализовывать свои планы, от территории оленеводов ничего не останется.

Очередное пятичасовое заседание у заместителя губернатора ХМАО в начале марта ни к чему не привело.

– Как обычно, нас не стали слушать. О том, чтобы оставить нам нашу землю, никто даже не говорит – спор приходится вести вокруг денежной компенсации, но и ее зажимают, – рассказывает глава семьи Иосиф Сопочин. – Регулировать наши отношения с нефтяниками должна местная власть, но в результате на нас давят с обеих сторон. Говорят: «Газпромнефть» – это Путин, он вас все равно задавит». Вот это самое обидное! Мы ведь голосовали за него и помним его слова о том, что ущемлять коренные народы нельзя. Когда замом (главы администрации ХМАО. – Авт.) был Собянин, еще удавалось договориться, хоть он и не совсем наш – манси, а не ханты. А потом стало совсем тяжело.

Чужие люди, чужие боги

Единственный источник тепла на стойбище в сибирском лесу – печка-буржуйка. Почему она называется именно так, здесь становится понятно без «Гугла», достаточно только раз проснуться посреди ночи под стук собственных зубов. Чтобы поддерживать металлическую конструкцию в теплом состоянии, дрова необходимо подкидывать каждые 20 минут. Не напасешься. Даже для хантов, живущих в тайге, это становится проблемой. Выборочно валить сухие деревья рядом с домом им не разрешается – местная власть выделяет специальные участки для сплошной вырубки. Правда, когда дело касается добычи нефти, про природоохранные нормы никто не вспоминает.

– Возле дома одной женщины провели дорогу через лес. Она просила – хоть знак поставьте, не послушали. В итоге половина оленей передавлена! Возмещения никакого нет. С нами другой разговор – по родовым угодьям бродят полицейские. Где даже маленькое дерево срублено – сразу фиксируют, подают в суд. Коренных жителей штрафовали за это на 500–600 тысяч, – говорит местный этнограф Аграфена Песикова. – Нас постоянно спрашивают: «Если вам не нравится, почему вы не можете просто взять и переехать?» Почему-то думают, что это просто. Там другой ландшафт, чужие люди живут и чужие боги.

Те самые стерхи

Шаманизм в Сибири известен еще с эпохи неолита, но чувства этих верующих никто не защищает. Поэтому озеро Нумто, к которому съезжаются паломники из ХМАО и ЯНАО, коренные пытались отстоять с помощью закона о природопользовании. Получилось плохо.

С 1997-го природный парк «Нумто» относится к заповедной территории. Водно-болотные участки являются местом обитания краснокнижных птиц – в том числе и тех самых стерхов, которых провожал с Ямала Владимир Путин.

Несмотря на это, компания «Сургутнефтегаз» легко добилась перезонирования территории в конце 2016 года. В результате работы специальной экологической комиссии выяснилось, что безопасно добывать нефть все-таки можно на куске территории «Нумто» шириной около 8 и длиной около 35 километров. Любопытно, что на специальной карте «Сургутнефтегаза», которую показали «Собеседнику» активисты Гринписа, уже отмечены буровые вышки, которые на этом месте собираются построить. Поразительная скорость, особенно учитывая дату добытого документа – 2014 год. Территория, на которой по решению комиссии нефть можно добывать безвредно для экосистемы, чудесным образом совпала с местом, распланированным нефтяниками еще двумя годами ранее.

«Чумовой» протест

Чум – это конусообразный кочевой шатер. На вопрос, во сколько слоев ханты укладывают шкуры, прежде чем вздремнуть на снегу, Иосиф Сопочин смеется – одного хватает. Именно такие постройки он с сыном Степаном возвел на пути грузовиков, когда подрядчики «Газпромнефти» начали строительство дороги на территории их весеннего стойбища без согласования. Демарш Степана Сопочина (на фото) закончился в полиции. Чумы переместились на обочину, грузовики поехали дальше.

[:image:]

Сопочины – не типичные коренные ханты. Степан сам работает в нефтянке – оператором на станции ЛУКОЙЛа. На ногах стоят крепко, в хозяйстве два японских внедорожника с номерами 999. Однако защищают активисты не только себя, но и интересы еще пяти семей.

После того как было принято решение договориться с «Газпромнефтью» мирно, Институт проблем освоения Севера СО РАН посчитал сумму компенсации ущерба. Получилось 35 миллионов на шесть семей. Но отдавать эту сумму нефтяники планируют постепенно – квартально, до 2039 года.

– Они мотивируют это тем, что «Газпромнефть» – бедная компания, у которой нет таких средств, – говорит Степан. – Деньги не помогут, но хотя бы что-то надо извлечь из того, что нас лишают территории. Зам. губернатора убеждает нас во всем принимать условия нефтяников или нами «заинтересуется прокуратура». Те намекают, что уже внесли деньги в бюджет города, поэтому дергаться бесполезно. Мы хотели получить официальный отказ, чтобы двигаться по другим инстанциям, но и этого нам не дают.

Сейчас ягоды, шкуры лесных животных, мясо идут с прилавков плохо. Большинство коренных выручает экономическое соглашение с нефтяными компаниями, работающими на их территории. Кроме денег (несколько тысяч в месяц на человека), это еще и запас бензина, а также новый снегоход и бензопила раз в четыре года.

По словам Степана Сопочина, коренные жители с нефтяниками могли бы жить мирно, но...

– Как нефть добывается – мы знаем. На месторождениях, в том числе и «Газпромнефти», постоянно рвутся трубы, происходят разливы. По закону поч­ву должны рекультивировать – выреза´ть разлитую нефть вместе с почвой и увозить. Этого, естественно, не делают. Просто присыпают песком, чтобы не было видно. Месторождения часто находятся на водоразделе – в месте, где реки берут начало, все это потом течет прямо к нам, попадает в ту воду, которую мы пьем. Мы хотим только одного: прежде чем выставлять лицензию на аукцион, нужно решить вопрос с коренным населением, а не делать все задним числом. По закону все нужно согласовывать с нами, но по факту – свое несогласие мы не можем выразить ни на одном этапе. Когда мы пытаемся заявить о своих правах, нам говорят, что мы вне закона. Почему? Просто потому, что под нами нашли нефть?

Справка

Согласно пункту 1 статьи 16 закона Ханты-Мансийского автономного округа от 28.12.2006 №145-оз и постановлению правительства автономного округа от 10.04.2002 №192-п родовые угодья образованы для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Изменение границ в большую или меньшую сторону законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа не предусмотрено.

В Декларации ООН о правах коренных народов прописано, что коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения.

При этом статья 69 Конституции РФ гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с нормами международного права.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика