Владимир Хотиненко: И в 1917-м, и сто лет спустя, народ накручивали неведомые бесовские силы

Его уже не раз обвиняли в «дурном глазе». Снял «Рой» в 1990 году о том, как развалилась некогда дружная большая семья пчеловодов – через год распался СССР. И вот вам, пожалуйста, «Бесы» – о народной революции. Почти Майдан

Фото: Владимир Хотиненко // Russian Look

Режиссер Владимир Хотиненко представил полнометражный фильм «Бесы» в рамках Московского международного фестиваля. Телевизионную версию совсем недавно демонстрировал канал «Россия», затем «Культура». Полуторачасовой фильм получился динамичнее, острее и... страшнее. Примечательно, что работу над лентой Хотиненко начал за полгода до событий на Украине. Предчувствовал? Напророчил?

Его уже не раз обвиняли в «дурном глазе». Снял «Рой» в 1990 году о том, как развалилась некогда дружная большая семья пчеловодов – через год распался СССР. Завершил работу над фильмом «Макаров» о том, должно ли добро быть с кулаками – полгода спустя грянули события 93-го. А после премьеры его «Мусульманина» о Кавказе вдруг с новой силой вспыхнул конфликт с Чечней. И вот вам, пожалуйста, «Бесы» – о народной революции. Почти Майдан.

Чувствую: напряжение висит

– Владимир Иванович, знаете, кто сейчас одна из самых обсуждаемых персон в интернете? Болгарская ясновидящая Ванга. Якобы нашли ее пророчество начала 90-х: «Крым оторвется от одного берега и прирастет к другому… Будет клич, будет порох, будет тьма… Но все развеется и ветром унесено будет…» Крым «оторвался». В игре слов «будет клич – будет порох» увидели зашифрованные фамилии Кличко и Порошенко, а «тьма» – Тимошенко. Но, если судить по дальнейшим строкам Ванги, третьей мировой все же удастся избежать. Вы – не Ванга, но «бесов» напророчили.

– В моем случае – никакой мистики. Не раз говорил, что я – как собака на охоте. Чувствую: напряжение висит. Это ощутимо на уровне ароматов. Или подсознания. Если хотите, можете назвать интуицией. В этой истории самое любопытное, что не я предложил снимать картину, а канал «Россия» предложил мне. Не зная о том, что я давно зарекся снимать классику: и без того совершенная форма, нечего добавить, это все равно что Венере Милосской пририсовать руки – будет уже не Венера. В итоге у нас получилась не экранизация романа Достоевского, а картина о романе. А вот роман – да, пророческий. И сбылся не один раз, в 1917-м, например, и, увы, сбывается снова и снова.

[:image:]

Тогда, как и сейчас, народ накручивали с обеих сторон какие-то неведомые «бесовские силы». Агрессия, злоба, ненависть, активно насаждаемые в том числе борцами за идею... Работая над фильмом, я наткнулся на замечательную фразу, правда, не Федора Михайловича, а другого большого писателя – Кафки: «Один из самых действенных соблазнов зла – призыв к борьбе». Безу-словно, борьба борьбе рознь – но тут речь именно об этом варианте, который мы все сейчас наблюдаем. Раздражительность и ярость ослепляют человека, делают глухим и слепым, и он уже не может адекватно реагировать, на смену борьбе приходит раздражение, потом агрессия и ненависть.

При этом, как вы понимаете, сам-то порыв изначально был благородный – люди вышли на Майдан против вседозволенности и беззакония в кабинетах власти. А результатами этой народной революции, как оно и бывает, воспользовались мерзавцы. Получается, за что боролись? Это боль. Не только моя – многих. Почти у каждого из нас там родственники. Скажу больше, Украина – это и есть мы. И то, что сейчас там происходит – за гранью добра и зла. Иногда кажется, что мне снится длинный кошмарный сон, до того невозможно было и представить себе подобное развитие событий. Но тут главное – не делать виноватым кого-то конкретного, не выплескивать злобу – иначе весь этот ад не закончится никогда. А «бесам» того и надо: чтобы люди существовали в агрессии и страхе.

[:image:]

Бородатая Кончита – это прикольно?

– Нужна опора, правильные ориентиры. Что может ими стать? Патриотизм, православная вера?

– В основе патриотизма должна стоять любовь. Я вот до сих пор люблю дом своего детства в городе Славгороде на Алтае. Дом этот когда-то построили родители. Его давно снесли. Но я помню запахи, щеколду, огородик – это мой мир, из которого я вырос. Горжусь своими родителями, люблю их, без этой любви в душе образовалась бы дыра, пустота. Вот это и есть родина. А не громкие слова о патриотизме.

Вера? Безусловно, всегда должна поддержать. Сейчас меня лично знаете, что настораживает больше всего? Что провокации на Украине устраивали на большие православные праздники – на Троицу, Пасху…

[:image:]

– Нечто мистическое? Как жертвоприношение?

– Да, какой-то сакральный характер бесовского порядка. Что за этим стоит – у меня нет ответа.

…Но провокации в том или ином виде идут давно. Провозглашены свободы, делай что хочешь. «Бога нет, а значит, все можно!» – у Достоевского нигде не приведена эта фраза, но красной нитью прослеживается во всех произведениях. Смысл очень страшный. Красота заменена уродством, и нам внушают, что «в этом тоже что-то есть». А ведь если смешать понятия, приправить темной краской – человек добро от зла не сможет отличить!

– Как бородатая Кончита, которую сейчас представляют символом свободы и масштабного мышления?

– Да, при этом нам внушают, что это прикольно. Но тогда, извините, и ядерный взрыв – тоже прикольно: один раз в жизни посмотреть, как разрастается гриб. Вообще, зло – оно соблазнительно: соблазн зла, очарование зла.

Верующему легче. Он понимает, что здесь жизнь временная, потом к Богу пойдет – поэтому старается поступать по заповедям. А вот атеистам тяжело.

Востоку и западу Украины придется «развестись»

– Спрошу про ваш рецепт выхода из тупика – как дальше, что?

– В украинском вопросе выход, на мой взгляд, один – разделиться, «развестись» западу и востоку. Эту чашку не склеишь. Иначе так и будет литься кровь. В остальном выход один – искать смысл, ради чего живешь.

[:image:]

– Несколько моих знакомых сейчас вместо летнего отпуска едут работать волонтерами в лагеря для беженцев с Украины. Это победа над личными «бесами»?

– Вне всякого сомнения. Помогать скорбящим – это высший подвиг. Конечно, не все могут в силу разных причин. Главное – делать что-нибудь полезное. Например: попытайтесь убрать из своего мироощущения, миропонимания раздражительность и агрессивность. Всего два компонента. Потому что «бесы» подпитываются ими. Я и сам сейчас взял за правило – стараюсь не раздражаться, не кричать. Не всегда это получается, сложно – я от природы вспыльчивый, импульсивный. Но борюсь, пытаюсь контролировать самого себя.

Есть предложение: объявить год борьбы с гневом. В глобальных масштабах. Как начали бороться с курением. Уверен: многие проблемы удастся решить, в том числе политические и социальные.

– Последний вопрос: какую картину планируете снимать следующей, каких пророчеств ждать?

– Работа над «Бесами» меня, конечно, вымотала, измучила. И большой проект сейчас просто не вытяну, на него нет сил. Снимаю игровой фильм о Сергии Радонежском. Выбрал любопытную форму – герои собираются на ток-шоу по случаю юбилея православного святого. И вдруг неожиданно для себя начинают говорить о том, что происходит в мире вокруг нас.

– Словом, с помощью Сергия хотите очиститься после «Бесов»?

– Такой задачи нет, но если вдуматься, то выходит именно так. Наверное, это судьба, а дальше – как управит Господь.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика