Почему социальная сеть Павла Дурова "ВКонтакте" была обречена

Основатель и бессменный руководитель самой популярной социальной сети в России «ВКонтакте» отправился в далекие страны. Теперь покорять новые вершины он будет уже за пределами нашей родины

Фото:

Основатель и бессменный руководитель самой популярной социальной сети в России «ВКонтакте» отправился в далекие страны. Теперь покорять новые вершины он будет уже за пределами нашей родины. «К сожалению, интернет-бизнес и Россия на данный момент — понятия несовместимые», — сказал Дуров после появления информации об увольнении из «ВК» и отправился за рубеж.

Павел Дуров — не просто известная личность, не просто изобретатель популярного сайта: для жителей России он — символ определенного культурного пространства. История его компании интересна, драматична и показательна. «ВКонтакте» прошла путь от клона никому не известного сайта до самой популярной площадки в Интернете на всей территории СНГ. За годы своей работы Павел Дуров создал самый удобный, самый подходящий сайт для широкой публики. Более того, он сумел объяснить пользователям, что социальная сеть — это не только общение, но и поиск необходимой информации.

Те, кто в теме, начали бить тревогу еще в конце января, когда Павел Дуров продал все свои акции компании «ВКонтакте». Тогда, оставшись на посту генерального директора, «наш Цукерберг» заверял, что политика в компании не изменится, все останется по-прежнему. Однако многие понимали, что изменения неизбежны. Стремление Павла соблюдать принцип неразглашения личной информации, нежелание подчиняться запросам сверху о блокировке групп — всё это делало главу компании крайне неудобной фигурой. Теперь все станет проще.

В фонде UCP, обладающем 48% акций «ВКонтакте», заявили, что Дуров излишне политизирует ситуацию и представляет себя в роли «мученика», тогда как на самом деле его проблемы связаны с поданным против него иском по поводу растраты денег компании. Может быть, и так. Но новые владельцы наверняка скорее прогнутся перед регулярными запросами российских властей о блокировке, к примеру, группы сторонников Алексея Навального. Для настоящих акул бизнеса «неразглашение личной информации» и «принципы компании» — не сват и не брат.

Когда, общаясь с иностранцами, я рассказывал о популярной российской социальной сети, обычно они отвечали, что у них тоже было что-то свое, но потом все перешли на «Фейсбук». «У нас тоже так было, и вы скоро откажетесь от своей социальной сети», — уверяла меня одна испанка с интонацией «мы все это уже проходили». Я был уверен, что они просто не все знают: «ВКонтакте» обладает своим духом, своей атмосферой. Кроме того, у него есть и конкурентные преимущества: там можно слушать музыку. Да, в Европе это называют пиратством. Но многие именно из-за этого не видят смысла в переходе.

Павел Дуров сумел создать такую компанию, от которой массовая аудитория вряд ли откажется даже после ухода легендарного основателя. Изменение политики конфиденциальности и регулярное выполнение запросов сверху, конечно, отпугнёт пользователей, но не сразу и, боюсь, далеко не всех. Теперь плодами его деятельности сполна воспользуются компетентные органы. Помните байку, что «ВКонтакте» создано ФСБ для слежения за людьми? Теперь фантазии могут плавно перейти в реальность.

Несмотря на все успехи Павла Дурова и в раскрутке «ВК» и в соблюдении правил неразглашения частной информации, следует признать, что лучше бы он ничего не делал. Тогда бы все с самого начал шли на «Фейсбук» и сейчас не было бы никаких проблем ни с блокировкой групп, ни с возможным использованием личных данных. А теперь плодами его успешной деятельности будет пользоваться те, кому эти личные данные нужнее. Инструмент, согласитесь, они получили удобный.

Павел Дуров заявил: «ВКонтакте переходит под полный контроль Игоря Сечина и Алишера Усманова. Наверное, в российских условиях нечто подобное было неизбежно, но я рад, что мы продержались 7 с половиной лет. Мы многое успели». Ах лучше бы ты, Павел, ничего не создавал. Благими намерениями вымощена дорога в сегодняшний ад российской действительности.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика