31.03.2014

Гол в свои ворота, или Финансовая реализация моментов

Весна несла многочисленным футбольным болельщикам ожидание нового футбольного сезона, а с ним и новые радости. Но в последнее время по весне радость все чаще сменяется тревогой

Фото:

Сколько помнится, весна всегда ассоциировалась не только с теплым солнцем и с завязью почек, но и со звоном мячей. Потому что весна несла многочисленным футбольным болельщикам ожидание нового футбольного сезона, а с ним и новые радости. Но в последнее время по весне радость все чаще сменяется тревогой. Потому что близится чемпионат мира, который должен пройти в одиннадцати российских городах, а воз в виде строительства новых стадионов, дорог, гостиниц и прочих коммуникаций и ныне там. Об этом, в частности, заявил глава Минспорта России Виталий Мутко, высказав в недавнем интервью опасения, что строительство стадионов в ряде городов-организаторов может не выдержать поставленные сроки.

Да и помощник президента Игорь Левитин вроде бы согласен с министром спорта:

- В таких проектах главная задача, чтобы строительство не задержалось на старте. Если мы в этом году не начнем строить стадионы, мы их вовремя не построим. А они должны быть готовы за год до игр. При этом надо признать, что не везде еще есть готовые проекты; не все проекты прошли экспертизу. А им ведь еще предстоит технологический и ценовой аудит (ТЦА), и эта процедура занимает немало времени.

Казалось бы, в чем проблема? Задача поставлена давно, средства вроде бы тоже на все выделены. Значит, как говаривали раньше, за работу, товарищи. Осваивайте средства.

Но нынче – не то, что давеча. И проблема, скорее всего, в том, кто именно будет осваивать эти средства и кого имеет в виду Игорь Евгеньевич под местоимением «мы».

Согласившись, как уже было сказано, с министром спорта, Левитин отправился в Екатеринбург с целью обсудить с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым развитие транспортной составляющей чемпионата мира 2018 года. Встретились. Обсудили. Заодно затронули проблему строительства гостиниц. Выяснилось, что проблем, в общем-то, быть не должно, потому что есть много бизнес-структур, желающих взяться за работу. Правда, эти структуры, кроме строительства объектов, ничего больше пообещать не могут. А бывший глава Минтранса Левитин с высоты своего положения - может. И он не преминул этим воспользоваться, пообещав и помощь федерального центра в строительстве и реконструкции дорог, и многое другое. Таким образом, желающие поучаствовать в подготовке к чемпионату мира бизнесмены остались как бы на обочине. Да и зачем они нужны, если есть уже свои, проверенные.

Вот здесь, видимо, та самая прожорливая собака и зарыта. У Левитина давно уже сложился свой строительный пул, свой замкнутый круг подрядчиков. Экс-министр транспорта еще не так давно был известен особенным отношением к государственным контрактам, касающимся строительства объектов инфраструктуры. СМИ неоднократно сообщали о том, что в прежнем Минтрансе сформировался настолько тесный и узкий круг подрядчиков, близких к чиновникам, распределяющим бюджеты по итогам гостендеров, что сторонним компаниям проникнуть туда не представлялось возможным. 

К примеру, ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и ОАО «Трансстроймеханизация» каким-то чудом умудрились выиграть десятки государственных тендеров стоимостью в десятки миллиардов рублей. Что за чемпионы такие, неизменно оставляющие всех остальных далеко за спиной? Причем проекты-то им доставались не абы какие – тут тебе и федеральные трассы, и аэропорты, и олимпийские объекты, и путепроводы. Иными словами, самые «вкусные» инфраструктурные стройки. 

За что такое счастье? - недоумевали конкуренты. Почему этим двум компаниям достается все, а им, в лучшем случае, жалкие объедки с чужого стола? Но удивляться быстро перестали, когда выяснилось, что владельцами обеих компаний являются родственники Ефима Басина - бывшего коллеги и давнего личного  друга Левитина. Еще в 80-х годах будущий министр транспорта строил БАМ в качестве военного коменданта станции Ургал, где и познакомился с начальником управления строительства «ГлавБАМстроя» Басиным и даже принял у него в эксплуатацию участок «стройки века». А друзья познаются в еде. Не случайно компании Ефима Басина и его сына Олега и выступали подрядчиками большинства крупнейших строек, финансируемых государством по линии Минтранса. Правда, недавно Ефим Басин заявил о возможной ликвидации компании. Как сообщается на сайте корпорации, у нее возникли «серьезные разногласия» с заказчиками о стоимости объектов в Сочи. Однако, скорее всего, все банальнее и проще – компания не стала выполнять  договоренности с заказчиками, распорядившись значительной частью госбюджета по собственному усмотрению. А «крестным отцом» корпорации, как мы знаем, является некто Левитин. Впрочем, умолчим… Выскажем только удивление по поводу того, что при таких подрядчиках Олимпиада в Сочи вообще состоялась.

Числятся в этом сытом транспортном застолье и другие «гости». В тех же «Инжтрансстрое» и «Трансстроймеханизации» более 50% уставного капитала принадлежит ОАО «Мостотрест», портфель госзаказов которой превысил 160 млрд рублей, пятая часть которых приходится на Четвертое транспортное кольцо Москвы и почти четверть - на Сочи. А в период получения столь жирных кусков 25% «Мостотреста» формально принадлежало тогдашнему председателю Совета директоров Группы Е4 Михаилу Абызову. Как сообщалось, крупнейшим акционером фирмы, по данным «СПАРК-Интерфакса», является кипрский оффшор «Марк О’Поло Инвестментс», который в свое время приобрел большую часть своих акций «Мостотреста» у компании «Н-Транс» (ранее «Северстальтранс»). А до ребрендинга в компании с таким названием работал в качестве замгендиректора… Игорь Левитин. И что уж тут удивляться, что именно «Мостотрест» получил контракт на строительство дорог вокруг Сколково стоимостью 56,6млрд рублей. По слухам, преподнесли ему этот подарок судьбы вовсе без конкурса. 

Знаменитый, воспетый в песнях БАМ пополнил дружеский круг Левитина нынешними владельцами стройкомпании «Мост» Владимиром Костылевым и Евгением Суром. И кто бы мог подумать, что, благодаря этой дружбе, им будет доверена реализация множества государственных контрактов, а сами они в будущем войдут в список Forbes! За этим же столом восседает некто Анатолий Савкин. Бывший гендиректор ЗАО «Портовый флот» назначенный руководить Петербургским филиалом Росморпорта, немедленно получил свежеизготовленный заказ на очистку акватории Финского залива, который можно чистить, как легко догадаться, до скончания веков. Откуда милость? Оказывается, Савкин близок к бизнесмену Илье Траберу, а во второй половине девяностых Трабер тесно сотрудничал… С кем бы вы думали? Правильно, с Игорем Левитиным, который в ту пору, работая в компании «Северстальтранс», курировал бизнес-проекты, связанные с петербургским портом.

Ну, и без близких сердцу родственников, естественно, не обошлось. Ну, как же можно было не допустить к столу, заваленному государственными деньгами родную дочь? В 2009 году ООО «Финансово-Строительная компания «МостГеоЦент», контролируемое фирмой «Дормашинвест», заключило госконтракт на 285 млн рублей, обязавшись реконструировать откосы канала № 285. В 2008 году общая выручка «МостГеоЦентра» на контрактах составила более 6 млрд рублей. «Дормашинвест», который специализировался на дорожном строительстве и производстве деталей транспортных средств, является «дочкой» «Стальтехинвеста», учредителями которого и выступила чуть не вся семья экс-министра транспорта, а, точнее, он сам и его дочь Юлия. Правда, после перехода отца на государственную службу Юлия Левитина фигурировала в числе собственников под фамилией мужа, как Юлия Зверева. Но это дела не меняет. Потому что за то время, что Игорь Левитин был министром транспорта годовая выручка ЗАО «Дормашинвест», согласно «СПАРК-Интерфакс», превысила 1 млрд. рублей. И это не считая финансовых показателей аффилированных компаний, измеряемых цифрами аналогичного порядка. 

Вся эта дорожно-транспортная деятельность Левитина была направлена не на повышение безопасности и эффективности работы отрасли, а исключительно на удовлетворение его корыстных семейных интересов. В результате огромные средства попали в нужные карманы, а транспортная отрасль пришла в упадок. Отсюда и множество ЧП, которых в бытность Игоря Евгеньевича министром транспорта в России произошло столько, сколько прежде не видывали. За это, как мы знаем, в народе он получил «почетное» звание «министра катастроф». 

Ну, а как же быть с футболом? Да никак. Если проекты ЧМ-2018 курирует все тот же «министр катастроф», то не избежать нам гола в свои ворота. Тут уж никакой Акинфеев не поможет, даже облаченный в халат доктора.

Владимир Солнцев

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика