Анатолий Равикович: Меня преследует тень Хоботова

На своего самого известного персонажа – безвольного, хоть и обаятельного Хоботова из «Покровских ворот» – Анатолий Равикович в жизни не походит совсем. Актер достаточно категоричен в суждениях (мудрость, пришедшая с возрастом, сглаживает острые углы, но не делает их невидимыми) и избирателен, особенно в отношении сериальной туфты.

На своего самого известного персонажа – безвольного, хоть и обаятельного Хоботова из «Покровских ворот» – Анатолий Равикович в жизни не походит совсем. Актер достаточно категоричен в суждениях (мудрость, пришедшая с возрастом, сглаживает острые углы, но не делает их невидимыми) и избирателен, особенно в отношении сериальной туфты.
Последняя по времени работа Равиковича на ТВ – роль профессора в шоу «Одна за всех» на «Домашнем». Анна Ардова играет его молодую жену.

С Ардовой легко

– Меня зацепила одна ваша недавняя фраза: «После ухода из Театра Ленсовета, где проработал 26 лет, окончилась самая интересная и значительная часть моей жизни». Неужели ничего, даже нынешняя работа в Театре комедии, в котором вы аж с 1988 года служите, не радует?

– Так я вам и открылся про театр… Для меня правда может быть чревата. Скажу так: играю на сцене меньше, чем хочу. И могу. Мне кажется, физических сил у меня достаточно, чтобы работать больше. Но ведь на это все артисты жалуются: что не хватает ролей, что они творчески не реализованы. Моя судьба в этом смысле ничем не отличается.

В Театре комедии у меня два названия. В «Средстве Макропулоса» я играю характерную роль сумасшедшего барона. Вторая постановка – всем известная пьеса Вампилова «Старший сын» (в театре она идет как «Свидание в предместье»). Там я играю Сарафанова – ту же самую роль, которую исполнил в знаменитом фильме Евгений Леонов.

– Этот спектакль бенефисный, вышел еще 5 лет назад к вашему юбилею. В декабре грядет новый, 75-летний рубеж. Что-то готовите?

– Вроде собираются к этой дате поставить тургеневского «Нахлебника». Но как это будет и будет ли, я сказать уверенно не могу.

– У вас есть еще Театр Антона Чехова с его антрепризами.

– Это совсем другая история. Театр Чехова – первый частный театр новой России, где руководителем является Леонид Трушкин. 12 лет сотрудничаю с ним, в проектах театра всегда заняты замечательные артисты. Сыграл там 3 названия: «Позу эмигранта» – пьесу про среду эмигрантов в Израиле, «Цену» классика мировой литературы Артура Миллера и «Ужин с дураком» – комедию с Басилашвили, Хазановым. Роль у меня небольшая, но очень забавная, играю ее с удовольствием.

– Недавно вы еще на ТВ снимались в «Одна за всех». Специально для этого выбрались из Петербурга в Москву, что вообще делаете редко.

– Да, я ездил сниматься в этом… даже не знаю, как оно называется…

– Скетч-шоу.

– Я не выговорю. Что меня заставило согласиться? Во-первых, я попросил прислать почитать сценарий – роль мне понравилась. Во-вторых, мне очень импонирует сама Ардова. По-моему, Аня – замечательная, очень легкая артистка. Я немножко переживал за то, найдем ли мы контакт, поскольку принадлежим все-таки к разным поколениям. Но получилось все очень благополучно. Аня – энергичный человек, работать с ней было приятно и легко.

«Покровские ворота» толком и не видел

– Фильм «Покровские ворота» с вашим участием – в числе рекордсменов по телеповторам. Я всегда смотрю, последний раз – после смерти Михаила Козакова. А вы?

– Да я его особенно никогда не смотрел. А чего смотреть? Чтобы почувствовать себя королевой из сказки о мертвой царевне, которая все время смотрелась в зеркальце? Чтобы сказать, что «я на свете всех милее, всех румяней и белее»?

Что касается Миши Козакова, то это огромная потеря… Я ему всю жизнь благодарен за приглашение в «Покровские ворота», этот фильм сыграл в моей жизни большую роль.

– Разве у вас нет сожаления? Ведь что бы вы потом ни играли – во всем виделся Хоботов.

– С этим ничего не сделаешь, так всегда было и будет. Если артист попал на какую-то роль и она у него получилась, его на одну тему еще очень долго эксплуатируют. Конечно, я всю свою жизнь после «Покровских ворот» хожу в тени Хоботова в разных его вариантах. Не то что роли, даже рекламу – и ту мне предлагают такую, что в ней действует некто похожий на Хоботова.

Я сначала дергался. А потом подумал: «Значит, такая судьба». В этом, если иначе взглянуть, есть и хорошая сторона. Мой ныне покойный друг Александр Демьяненко сокрушался, что из многочисленных сыгранных им ролей помнят только Шурика из «Кавказской пленницы». Я ему говорил: «Саша, твой Шурик любим всеми. А очень многие артисты снимались в ста картинах, и никто, к сожалению, толком их работ не помнит. Тебе повезло попасть в легендарный фильм, который на века и в котором ты играешь главную роль. И играешь хорошо». Так я пытался его утешить.

– Если бы у вас была такая возможность, какой фильм или спектакль со своим участием вы показали бы по ТВ вместо очередного повтора про Хоботова?

– Я бы выбрал фильм «Выкуп». Он очень редко идет по ТВ. Не стану пересказывать сюжет, но мне кажется, что я играю там очень прилично. Из театральных постановок я бы очень хотел, чтобы показали спектакль Театра Ленсовета «Люди и страсти» – по пьесам немецкой классики. В нем были заняты Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович и Михаил Боярский. Это очень эмоциональная постановка, мы ее очень любили. Спектакль был снят на черно-белую пленку ленинградским телевидением и лежит у них там на складе. Иногда показывают его кусочки, но широко, к сожалению, нет.

Да какой из меня мушкетер!

– Мы что-то все о хорошем, а ведь провалы у вас тоже есть. «Возвращение мушкетеров», где снимались Макарский и другие «дети», ругали ой как много. По-вашему, незаслуженно?

– По-моему, хуже не бывает. Ни сюжета, ни мысли, ни актеров – ничего. Одно желание повторить успех – больше ничего за этим не было. Мне очень жаль. Хилькевич – славный человек, но это такая неудача, после которой люди стреляются. Да и вообще… когда собралась эта наша компания: старые лысые люди с болезнями. Ну какие из нас, к черту, мушкетеры? А молодые прыгают чего-то… Совершенно не понятен выбор актеров. Сюжет – бред собачий про какие-то сокровища. Дело в том, что сценарий прошлых фильмов писал драматург Александр Дюма, а последнего – Хилькевич.

– Тем не менее вы в этом участвовали.

– Я сначала отказался. Сказал, что не буду в этом г… сниматься. Хилькевич стал умолять: мол, фильм называется «Сокровища Мазарини» (Равикович и играл кардинала. – Авт.) и без меня картина состояться не может. Ну, из уважения, из благодарности к нему я согласился – роль-то небольшая. Но отношение к фильму у меня просто кошмарное. Да и публика его не приняла. Людей не обманешь, это я точно в своей жизни понял. Хотя многим сегодня хочется доказать, что это иначе.

Рубрика: Интервью

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика