Россия убьет малые города?

Вместо того, чтобы думать, как из малого города сделать город перспективный и многопрофильный, власти решили, что их проще уничтожить совсем, пообещав людям подъемные для переселения, и заставив их сняться с родных мест...

Тема будущего малых городов России остро проявилась в конце 2011 года, когда глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предрекла, что ставку надо делать на развитие мегаполисов-миллионников. А многие малые и средние города России за ближайшие 20 лет умрут, и из них высвободится порядка 15-20 млн человек. А если этого не произойдет, это может стоить 2-3% экономического роста.

Тема эта оказалась очень больной — речь ведь шла о седьмой части населения России. И хотя Эльвира Набиуллина прежде всего имела ввиду моногорода, с начала года была проведена уже не одна конференция на тему, как их уберечь и как не дать России окончательно переселиться в укрупненную Москву, а нацелить власти развивать и остальную страну в лице малых городов.

Надо сказать, что понятие «неперспективного поселения» появилось еще в 1968 году. Тогда стали укрупнять деревни, уничтожая те, что казались чиновникам бесперспективными. Это было только начало. В 1990-е годы бесперспективными им казались уже многие поселения России (а это уже места, где живет от несколько тысяч до десятков тысяч человек). Теперь вот дошли до неперспективных городов.

То есть, вместо того, чтобы думать, как из малого города  сделать город перспективный и многопрофильный, как наладить там несколько производств и сделать более приятной жизнь, власти решили, что их проще уничтожить совсем, пообещав людям подъемные для переселения (которых, как правило, не хватает), и заставив их сняться с родных мест...

И все это - ради каких-то 2-3% мифического экономического роста?

При этом в России активно разрабатываются инвестпроекты, предлагающие азиатским странам обживать наш Дальний Восток (видимо, там тоже было много «неперспективных поселений», поэтому теперь надо звать варягов).

Все это выглядит настолько странно, что хочется спросить у наших чиновников: вы на чьей стороне? Может, пусть эти проценты роста проявятся через 5-7 лет, но зато мы начнем наконец сами обустраивать свою страну, а не уничтожать то, что было создано до нас?

Как это происходит в жизни, могу рассказать на примере одного из районов Ярославской области — Переславского. Центр района — город Золотого кольца Переславль-Залесский, конечно, не малый город: там несколько довольно крупных предприятий, правда, часть из них уже не работает по профилю.

В 90-е была полная разруха. Не работало ничего: ни фабрика «Новый мир», чья вышивка во времена СССР шла исключительно за рубеж, причем, в такие страны как Великобритания. Кое-как, на аренде, перебивался «Славич» - химпредприятие, которое некогда соперничало с Шосткинской «Свемой». Остальные фабрики просто как-то стали незаметны. Город стоял без света (были долги электрикам), без денег и без малейшей идеи, где их взять.

Потом как-то все потихоньку наладилось. Предприятия заработали, с долгами покончили, в Переславль-Залесском появились турфирмы, свои институты, компьютерные центры и много-много всего другого.

...А теперь снова стало странно. Электрическая компания, например, оказалась вдруг не своя, а — ярославская. Руководство — все там, специалисты — тоже. Надо, например, переключать двухтарифный счетчик на новое время (ведь не переводили же в этом году), требуют: пиши заявление, вызывай монтера - иначе будешь платить по общему тарифу. Пишут люди эти заявления, а им в ответ: своих мастеров у нас теперь нет, а из Ярославля приедут, только если заявлений наберется достаточно много. Сколько это «много» - никто не объясняет.

Раньше были тут и свои ремонтные бригады у телефонистов — город-то немаленький, со связью все в порядке. Теперь их вдруг перевели в какой-то другой город, если надо что починить, вызывай и жди неделями. Такая вот оптимизация.

За пенсиями теперь почему-то надо ехать из большого Переславля-Залесского в маленький Ростов Великий (хоть он и называется так, жителей там на 15.000 меньше) теперь пенсионный центр. Каково старикам 60 км туда и 60 км обратно, чтобы решить простую какую проблему?

Та же история с почтовым руководством, с руководством милицией, врачами...

Зачем все это? Люди лишаются рабочих мест, жителям неудобно... Город становится неуютным. А, может, его осознанно стараются сделать таким — раз неуютно, люди начнут уезжать... Кому это выгодно?

Одна из версий — чтобы поддержать депрессивный сейчас Ростов. Так разве поддерживают одно, разрушая другое?

Или вот еще пример. Построили новые 13 км федеральной трассы Москва -Холмогоры (М8). Хорошо сделали, ничего не скажешь — два ряда в каждую сторону (правда, непонятно почему, на новой трассе вдруг заложили опасный участок дороги — так и написано: опасный участок, получается, осознанно — ведь его могли сделать безопасным, или это презент для инспекторов ГИБДД?).

Но: ни одной заправки на этом участке нет. А на старом — из было целых 4 (три остались, но как долго они продержатся, неизвестно). Старая дорога проходила вдоль 4-х деревень, в каждой из которых были построены трактиры и мини-гостиницы для путешественников. Кое-где были даже торговые ряды...

Деревни хоть так развивались, у людей была работа... Сейчас — поток машин стал раз в 10 меньше (почти все едут по новому участку). Дорога-то осталась — есть, говорят, проект сделать ее бесплатной, а новый участок платным — но у нее отняли жизнь. А, в общем-то, и у этих 4-х деревень тоже.

Так ради чего вся эта «оптимизация»?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика