А били ль мальчика?

На москвичку Наталью Воротникову и ее сына Сергея подал в суд... отдел полиции. Тот самый, сотрудники которого, по словам Воротниковых, избили Сергея полтора года назад

На москвичку Наталью Воротникову и ее сына Сергея подал в суд... отдел полиции. Тот самый, сотрудники которого, по словам Воротниковых, избили Сергея полтора года назад.

«Повалили на землю и стали бить ногами»

История, участниками которой стали 17-летний Сергей Воротников и полицейские ОМВД по району Щукино, случилась в 2011 году. О ней давно бы забыли, если бы не неожиданный поворот: отдел полиции совместно с УВД по Северо-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве подали на Воротниковых в суд. А случилось, по словам Натальи Воротниковой, следующее: 20 апреля около четырех часов дня Сергей отправился к репетитору по физике – парень собирался поступать в престижный вуз и усиленно готовился к ЕГЭ.

– Во дворе дома я встретил знакомого, Вову Киреева, – рассказывает Сергей. – Он шел с бутылкой пива. До занятия оставалось 15 минут, и я остановился с ним у подъезда поболтать. Вскоре во двор заехала патрульная машина, из нее вышли двое полицейских и стали требовать у нас документы. У Вовы с собой паспорт был, а у меня – нет.

Как рассказывает Воротников-младший, полицейские велели парням садиться в машину. Вова сел, а Сергей отказался. Парень, как он утверждает, сделал замечание инспекторам, что они не представились, и попросил, чтобы ему дали позвонить маме. На это сержанты Брянцев и Демчев якобы ответили что-то вроде: не пристало щенкам качать права.

– Они попытались запихнуть меня в машину, но я вцепился в крышу, – вспоминает Сергей. – Тогда меня ударили в живот, повалили на землю и стали бить ногами. Потом один из них сел мне на лицо, я стал задыхаться, а второй в это время защелкнул на моих руках наручники. После этого меня затолкали в машину.

Из полиции – в больницу

Позвонить родителям Сергею все же дали – уже по пути в полицию. Когда спустя полчаса его мать и отец приехали в участок, они обнаружили сына стоящим в коридоре «на одной ноге». Его шея была «черного цвета».

По словам парня и его мамы, Вову Киреева пригласили в кабинет инспектора по делам несовершеннолетних для составления протокола, а про Сергея как бы забыли.

– Мы зашли в кабинет, чтобы прояснить ситуацию, – рассказывает Наталья. Ее трясет каждый раз, когда приходится вспоминать тот вечер. – Дама потребовала, чтобы мы вышли, и сказала, что моего сына к ней не доставляли. Пока я добивалась объяснений, Сергею стало плохо.

По словам Натальи, не сразу, но сыну все-таки вызвали скорую. На крики Воротниковой в кабинет стали заглядывать другие полицейские – с советами отдать сына в армию. Наталья признает, что тогда не могла сдержать эмоций.

– У меня была одна только мысль – что он не сможет ходить, – вспоминает она.

Сергей, к счастью, ходить может, но травмы в тот день все же получил – это подтверждают медицинские справки: у него обнаружили сотрясение головного мозга, разрыв связок голеностопа и ушибы лица. Из отдела скорая увезла подростка в Городскую клиническую больницу им. Пирогова, где он пролежал три недели. Там же врачи провели медицинское освидетельствование, которое показало: на момент задержания парень был трезв.

«Мог оступиться»

Наталья Воротникова была в шоке. Это только на словах и в чужих историях всем всё понятно, а когда ЧП случается с тобой – ступор и полное непонимание, что делать дальше. Перед глазами женщины был сын, которого уносят на носилках, и два здоровых полицейских, которых она увидела в коридоре.

– Через несколько часов мне позвонил друг, – вспоминает она. – Он предложил рассказать все журналистам.

Так история Воротниковых попала в прессу. Наталья не боялась высказываться публично – была уверена, что имеет полное право выражать собственное мнение. К тому же на руках у нее было заключение врачей и результаты освидетельствования сына на алкоголь. Доказательства, как она тогда считала.

Наталья обращалась в прокуратуру, Следственный комитет, УВД с просьбой наказать полицейских Демчева и Брянцева – с нулевым результатом. В июле 2011 года Хорошевский межрайонный следственный отдел отказал в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях инспекторов состава преступления. В постановлении следователи не отрицают, что Демчев и Брянцев применяли при задержании силу, но в пределах должностных полномочий, а вот ногу подростку никто не ломал. Оказывается, «при быстром подъеме по лестнице в ОВД... Воротников мог оступиться и подвернуть ногу».

Получается, оказание любого сопротивления при задержании – повод применить силу? Адвокат семьи Игорь Трунов говорит, что так и есть:

– В законе «О полиции» говорится, что полицейские не могут применять силу в отношении беременных женщин, детей-инвалидов и детей до 14 лет. По отношению к остальным это разрешено, и предел применения силы законом никак не оговаривается. Поэтому у нас на задержаниях порой не то что избивают – убивают. И никаких проверок и уголовных дел.
Вот только в случае с Сергеем проверка как раз была. Глава столичной полиции Владимир Колокольцев лично поручил подчиненным разобраться в деле, а они выявили, что избиения в отделе полиции не было. Конечно, не было – с этим и

Наталья Воротникова согласна:

– Били-то сына не в РОВД, а на улице!

Что на самом деле произошло между полицейскими и подростками, могла бы прояснить запись с видеокамеры на двери подъезда. Адвокат Трунов утверждает, что видеозапись была, но ее изъяла полиция. Есть еще свидетель – по словам Сергея Воротникова, по двору с сумками проходила некая бабушка. Наталья обошла несколько соседних домов, но так и не нашла эту женщину.

Теперь в Хорошевском суде Воротниковым приходится уже отстаивать право публично высказывать свою точку зрения. Истец требует взыскать с Натальи 10 тысяч рублей за ущерб деловой репутации и обязать Воротниковых опровергнуть опубликованные с их слов сведения. Семья, кстати, не отрицает, что часть информации была подана СМИ недостоверно: например, о том, что избили подростка прямо в отделе и что он стоял там «на сломанной» ноге. Но дело не в этом:

– Им просто надо, чтобы я замолчала. Но этого не будет.

Официально

В пресс-службе УВД по Северо-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что судебное разбирательство не окончено и решения суда еще нет.

По закону

Применение силы зависит от характера сопротивления

Имели ли полицейские право задерживать несовершеннолетнего парня и применять в его отношении силу, объясняет адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Георгий Тер-Акопов:

– Если подросток нарушал общественный порядок и совершал противоправные действия, которые противоречат Административному или Уголовному кодексу, задержать его имели полное право. Применять физическую силу – тоже. Вопрос – в пределах ее применения и характере сопротивления. Если парень просто возмутился и держался руками за авто – это одно, если ударил полицейских – другое.

Читайте также

Новая трагедия полицейского беспредела
Юрист онлайн: Что делать, если вас задержала полиция?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика