24.09.2012

Секс в кино: Почему эротика в СССР была под запретом?

Почему эротика в СССР была под негласным запретом? Почему понятия «советский человек» и «сексуальность» оказались несовместимы?

1967 год. На советский экран выходит художественный фильм «Анна Каренина». В роли Анны – Татьяна Самойлова. Вронского играл Василий Лановой. Картина имела оглушительный успех. Один из самых важных эпизодов фильма – сцена падения Анны – эротическая сцена, в которой обнаженные герои предаются страстной любви.

Самойлова категорически отказалась сниматься в этом эпизоде. О том, что вместо Татьяны Самойловой в этой сцене снималась дублерша, стало известно несколько десятилетий спустя. Актриса не могла появиться на экране обнаженной. Не смогла преступить черту советской морали…

В чем же заключалась эта мораль? Почему эротика в СССР была под негласным запретом? Почему понятия «советский человек» и «сексуальность» оказались несовместимы?

Интерес к эротике в российском обществе удивления не вызывает. Слишком долго эта тема была под запретом. Считалось, что «в СССР секса нет», и даже намеки на эротику пресекались в корне: запрещались даже невинные поцелуи. Руководители нашей партии и правительства чутко следили за нравственностью советского человека. Сталин отсматривал каждый художественный фильм, и за ним всегда было решающее слово: выпускать его или нет. Хрущев устраивал разнос деятелям культуры за фривольности в их творчестве.

 Но так называемая эротика «по-советски» (невинные поцелуи, объятия, глаза влюбленных на крупных планах, особенно в кино) с умилением воспринималась советскими зрителями. Герои должны были быть благородными, душевно чистыми, физически здоровыми и красивыми. Для 30-х годов характерна тема плодородия – множество аппетитных колхозниц, чьи прелести выпирают из кофточек, или мускулистых спортсменов, шагающих на парадах.

20–40-е

Кинокартины 20–40-х годов должны были воспевать советского человека. Словосочетание «советский человек» обозначало и мужчину, и женщину. Идеалом новой советской женщины стала героиня, рожденная в огне революции и Гражданской войны. Она была скромна, тверда, трудолюбива, энергична и молода. Она не задумывалась о своем личном благополучии. Яркий пример – фильм «Член правительства» с Верой Марецкой. Лирические комедии «Сердца четырех», «Антон Иванович сердится», «Волга-Волга», «Весна», «Девушка с характером», «Жди меня» обрели долгую кинематографическую жизнь. Мало кто из наших звезд может сравниться с Л. Орловой, М. Ладыниной, В. Серовой, И. Переверзевым, Б. Ливановым, П. Кадочниковым, А. Кторовым, С. Столяровым и др. И хотя эти актрисы и актеры никогда не обнажались на экране, их эротичность не вызывает никакого сомнения.

 Все самые известные киногероини были золушками, которые в конце концов становились инженерами, депутатами, врачами, артистами, рожденными для того, «чтоб сказку сделать былью». Западный кинематограф в лучших своих фильмах вникал в тонкости человеческих взаимоотношений. Секс-символы зарубежного кино Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Вивьен Ли, Брижит Бардо, Софи Лорен, Роми Шнайдер и, наконец, Мерилин Монро были великими актрисами. В какой-то мере наши звезды внешне стремились подражать звездам западного кинематографа.

 Любовь Орлова была символом сталинской эпохи, в наше время ее называют секс-символом. Жизнь ее была полна загадок и тайн. Муж Орловой Г. Александров боготворил звезду западного кинематографа Марлен Дитрих. Орлова ее, мягко говоря, недолюбливала. Тем не менее Любовь Петровна безропотно превратилась в блондинку с короткой волнистой стрижкой и ослепительной голливудской улыбкой.

Вечная молодость и неувядающая красота также являлись неотъемлемой частью ее легенды. Орлова одной из первых среди советских актрис начала делать пластические операции за границей. Она самоотверженно боролась со старостью. Несмотря на свою красоту и аристократизм, весь ее облик излучал открытость и приветливость. И это привлекало советского зрителя. Сам «вождь народов» обожал эту киноактрису. Семейную пару Л. Орловой и Г. Александрова часто приглашали на кремлевские банкеты, где присутствовали члены правительства и лично Сталин. Говорят, как-то он подошел к Григорию Александрову и произнес, как бы шутя, такую фразу: «Если что случится с вашей женой, мы вас расстреляем».

 Единственный поцелуй Орловой в фильме «Весна» (1947) был просто необходим по сценарию фильма, и он длился всего 2 секунды.

60–70-е

В начале 60-х годов, как только повеяло «оттепелью», тема эротики и секса стала постепенно проявляться в разных жанрах искусства.

1968 год. Эльдар Рязанов  снимает постельную сцену в картине «Зигзаг удачи».

 В 1979 году известный режиссер Александр Митта в фильме-катастрофе «Экипаж» воспроизвел  первую откровенную эротическую сцену.

Фильм режиссера В. Пичула «Маленькая Вера». Многих тогда возмутила сексуальная поза героини  – верхом на своем парне. Советские зрители впервые могли лицезреть половой акт. Главная героиня, актриса Наталья Негода, стала первой россиянкой, попавшей на обложку журнала «Плейбой». Казалось, удивить советского зрителя уже нечем. Но фильм «Интердевочка» проинформировал, что секс не только существует, но его можно и купить…

90-е 

Слово «секс-символ» вошло в наш язык в 90-е. В 1990 году актриса Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это был фильм Х. Эркенова «Сто дней до приказа». Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали «секс-символом». В 1993 году она снялась в эротической мелодраме «Дафнис и Хлоя». Эту картину мало кто видел, но кадры с обнаженной Еленой Кондулайнен спустя несколько лет просто заполонили Интернет. «Русская Марлен Дитрих! Муза Эроса с суперработоспособностью!» – писали о ней критики и журналисты.

Все трое ее мужей осудили амплуа актрисы. Сама актриса считает женское тело предметом высокого искусства и всегда готова позировать обнаженной.

Изображение эротики в зарубежном кинематографе появилось еще в конце XIX века. Первый поцелуй на экране – 1896 год, «Вдова Джонс» (США), первый сексуальный фильм – 1896 год, «Супруги отправляются в постель» (Франция), первый обнаженный мужчина, показанный спереди, – 1912 год, «Ад Данте» (Италия), первая обнаженная женщина – 1915 год, «Вдохновение» (США).

Наталья Лазарева

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика